микрофон с характеристикой направленности в виде «восьмерки»
микрофон с характеристикой направленности в виде «восьмерки»

Чтобы быстро и чётко провести запись и облегчить исполнителю работу над текстом,  последний (даже если он состоит из нескольких фраз) рекомендуется напечатать.  Печатать текст нужно с абзацами, заключая в каждый из них законченную мысль.  Желательно, чтобы фразы выли возможно короткими и простыми по конструкции.

После репетиционной работы исполнителя у микрофона, при которой звукорежиссер устанавливает соответствующий уровень записи и частотную коррекцию, начинают запись первого варианта.  Во время записи звукорежиссер отмечает в тексте все замеченные дефекты  (интонационные или дикционные недостатки, наличие искажений, шумов и случайных помех).

Следует порекомендовать исполнителю в случае оговорки не терять самообладания и не прекращать запись.  Лучше сделать паузу в 2—3 сек и произнести все предыдущее предложение сначала.  Впоследствии предложение, содержащее ошибку, легко вырезать, благодаря наличию паузы, следующей за оговоркой.  Попытка заменить только одно неправильно произнесенное слово не всегда удается из-за того,  что зачастую бывает трудно найти границу между этим словом и последним слогом предыдущего слова (особенно при малых скоростях записи).

Кроме того, звучание отдельно повторенного слова может не совпадать со звучанием предыдущих слов, в результате чего место монтажа будет заметно на слух.  Нецелесообразно в случае оговорки начинать запись точно с «искажённого» места.  Помимо того, что такая точность трудно достижима, неизбежно ещё появление щелчка в записи.  Если текст читается, то нужно следить, чтобы бумаги не заслоняли микрофон от чтеца и не прослушивалось шуршание.

Если голос при записи получается приглушенным и недостаточно чистым, то можно попробовать установить микрофон непосредственно перед выступающим  или использовать частотную коррекцию «заваливая» низкие и «подымая» высокие частоты.  Однако следует отметить, что для передачи натурального тембра (особенно мужского голоса) требуется передать все низкие частоты,  а это нередко ведет к снижению чёткости речи.  В этом случае с помощью частотной коррекции необходимо найти компромисс между получением хорошей разборчивости и сохранением тембра.

Для записи диалога наиболее удобен микрофон с характеристикой направленности в виде «восьмерки».

 

Исполнители располагаются по обе стороны: от микрофона по оси его максимальной чувствительности, причем относительное расстояние каждого говорящего от микрофона должно быть обратно пропорционально силе его голоса. При записи диалога односторонне направленным микрофоном исполнителей следует разместить напротив друг друга в зоне угла, перекрываемого диаграммой направленности.  Если голоса исполнителей сильно различаются по громкости, то микрофон следует развернуть так, чтобы исполнитель, имеющий более сильный голос,  оказался на периферии угла охвата диаграммой направленности.

При этом следует учесть, что если помещение обладает сравнительно большой реверберацией,  то такое размещение может привести к разноплановости в звучании голосов.  В этом случае следует попробовать поместить говорящих лицом к лицу достаточно близко от микрофона.   В следующий раз я планирую закончить обзор темы “запись речи”.