Основной критерий отличной записи для меня – ясное ощущение пространства, эдакого мира, в котором обитает музыка. Единственное исключение здесь, это музыка, в которой двумерное пространство является частью замысла, или же музыка lo-fi. В большинстве случаев, если музыка обладает шириной, высотой и глубиной, она будет благоприятна для человеческого уха. И, если честно, я считаю, что успех конкретной записи довольно сильно зависит от ее способности погрузить слушателя в совершено иной мир. Создание иллюзии пространства как раз во многом отвечает за эту способность и приумножает эффект.

Что такое ширина, высота и глубина?
Это такая же иллюзия трех измерений, которую мы наблюдаем в кино или на фотографиях, картинах, т.е. там, где в действительности измерения только два.
Экран, фотобумага или холст – среда обитания визуальной иллюзии. Аудиоиллюзия обитает в стереополе. Единственное различие заключается в том, что лист бумаги или экран имеют фиксированную высоту. Стереополе не обладает этим измерением, а его ощущение как раз создается с помощью иллюзии.

 

ВЫСОТА

Существует довольно странный феномен, благодаря которому мы воспринимаем высокочастотные звуки как доносящиеся сверху, а низкочастотные – снизу.
Отчасти, виновата наша предубежденность. Мы подсознательно связываем слова "высокий звук" и "высота", "высоко". Также свой вклад вносит традиционное расположение динамиков в акустических системах – высокочастотные над средне- и низкочастотными. Наконец, причина еще и в природе низких частот, точнее в том, как они распространяются. Широкая дисперсия низких частот заставляет их отражаться от ближайших к источнику поверхностей, например, от вашего стола. Более высокие частоты имеют более выраженную направленность, и достигают человеческого уха с меньшим количеством отражений.

Вероятно по этим, а также по многим другим причинам, мы воспринимаем высокие частоты выше, а низкие – ниже в воображаемом пространстве.

Создавая контрасты между высокими и низкими частотами, мы можем создать иллюзию высоты в миксе. Сделайте такой яркий источник звука, как хай-хэт, еще немного ярче, а бочку – ниже. Пространство уже заметно расширится.

 

ШИРИНА

Здесь мы вновь работаем с контрастами.
Если мы услышим один и тот же звук в один и тот же момент с одинаковой громкостью из двух динамиков, нам покажется, что звук идет из середины. Этот феномен часто называют "фантомным моно" или "фантомным центром“. Главное – одинаковость звука. Но как только звуки начинают меняться, или же доноситься с разницей во времени, мы тут же испытываем иллюзию расширения стереополя.

И на то есть причина. Если мы точно знаем положение источника звука в пространстве, то два таких источника, издавшие звук с разницей во времени, будут восприняты нами шире, чем они есть на самом деле. Чем ярче контраст между тем, что мы слышим из левого динамика и тем, что звучит в правом, тем шире мы воспринимаем стереополе.

Если вам показалось, что все слишком просто, учтите, что в плотном миксе очень легко потерять эффект. Нет ничего неожиданного в том, что звуки начнут смешиваться, "съедая" пространство.

Классический пример – двойная дорожка гитары. Если вы сделаете четыре дубля одной и той же партии, и разведете их по парам влево и вправо, конечный результат, скорее всего, не принесет ожидаемой ширины.

Главное – достичь как можно более яркого контраста: использовать разные гитары, усилители и/или микрофоны, создавать разнящийся тон. Так ухо сможет почувствовать большее расстояние между звуком слева и звуком справа.

Во всем, что касается ширины, я привык полагаться на традиционное панорамирование, а не хорусы, дилеи или копии одних и тех же дорожек. Два разных дубля будут звучать шире, чем две дорожки одного и того же дубля.

 

ГЛУБИНА

Здесь все сложнее. Есть три важных момента, которые надо учитывать при работе с измерением ближе-дальше.

Громкие звуки ближе;
Яркие звуки ближе;
Меньше реверберации – ближе;
И наоборот.

Начните с громкости. Гораздо проще сводить, если вы заранее будете иметь представление о громкости каждого элемента вашего микса. Помните об измерении ближе-дальше, когда работаете с уровнями, и вскоре пазл начнет складываться.

Если говорить о тональности, то высокие частоты теряют свою энергию быстрее, чем низкие, а значит, распространяются на более короткую дистанцию. Поэтому неплохо запомнить, что вычитание высоких частот поможет отодвинуть звук назад. Также полезно запомнить и то, что с приближением звука мы легче различаем нижнюю середину.

"Бросающийся в уши" звук отличается не столько высокими частотами, сколько низкими средними. Это слегка противоречит интуиции, но с опытом вы начнете ощущать правильный тональный баланс.

Теперь – реверберация. Вообще, это отдельная тема, но традиционно считается, что большее ее количество отодвигает звук дальше.

Кроме того, чем короче настроен пре-дилей, тем дальше нам будет казаться звук. Также реверберация, которая имеет больше высоких частот в поздних отражениях, чем в ранних, отодвинет звук еще дальше.

Уровень, пре-дилей и поздние/ранние отражения — вот основные инструменты, с помощью которых достигается реалистичный звук в воображаемом пространстве.

Конечно, нет ничего лучше, чем запись, сделанная в настоящем студийном помещении. Если вас интересует несколько отдаленный звук ударных, расположите оверхэды и румы дальше от установки.

 

КОНТРАСТ

Как вы уже успели заметить, связующим звеном является контраст. /
Чтобы заставить что-то звучать очень близко, что-то другое должно иметь очень далекий звук. Чтобы что-то звучало "сверху", необходимо опустить что-то вниз.

И это непросто, поверьте – пройдет много времени, прежде чем вы найдете общий язык с музыкальным пространством. Но как только вы поймете, что этот этап пройден, вы сможете быстро получать то самое фирменное звучание, неотъемлемой частью которого являются ширина, высота и глубина, складывающиеся в то самое чувство объема.

Автор – Мэтью Вайсс

Перевод – Сергей Чернов