На прошлом уроке мы говорили о том, как правильно настроить уровень записи.или входной уровень. Сегодня я хочу научить вас находить Вашу «золотую» рабочую точку. Я не буду описывать типы микрофонов. Можете набрать в Яндексе, кому интересно и почитать о динамических, конденсаторных, ламповых, ленточных, кардиоидных, электретных, угольных, пьезомикрофонах и.т.д В моей студии я использую несколько микрофонов. Разные голоса – мужские, женские, мягкие, с жёсткой атакой и.т.д В одних случаях лучше подходит динамический микрофон. Я использую классический Shure SM58.

В других случаях лучше подходит конденсаторный микрофон. Я использую Oktava MK-319A

Вообще-то, идеального микрофона не существует. Каждый голос сам по себе индивидуален. И то, что работает при записи одного тембра, не работает при записи другого. К каждой отдельно взятой ситуации требуется индивидуальный подход.

Важно! Микрофон воспринимает не только голос, но и окружающие звуки (наводки и шумы). Поэтому, во избежание наводок, выключите в помещении лампы дневного света, трансформаторы и другие источники шума. Если нет возможности отключить, перенесите их на время записи подальше от микрофона. Сам микрофон разверните в сторону, противоположную источнику наиболее сильного шума.

При записи голоса рекомендую использовать ветрозащитный экран (поп-фильтр). Он защищает от попадания в трек (дорожку записи) неприятно стреляющие согласные звуки “п” и “б”, с которыми потом справиться будет очень тяжело, а если нет соответствующего опыта – вообще невозможно. Я использую поп фильтр немецкой фирмы Konig & Meyer

Расскажу как сделать самодельный поп фильтр.  Берёте пяльцы побольше диаметром где то 200 мм. Берёте новые женские колготки . Колготки натягиваете на пяльцы. Дальше из проволки изготавливаете что то типа держателя. Можно прищепками к стойке крепить.
Но если хотите эстетики, советую купить фирменный поп-фильтр.

Также очень часто при записи голоса случаются  щелчки при чтении текста из-за повышенного слюноотделения. Обычно помогает теплый чай или тёплая вода.

В сети я встретил вот такие интересные звукоизоляционные кабинки для микрофонов:

Расстояние рта до микрофона
Если расстояние слишком маленькое, не избежать “стреляющих” согласных, можно ещё столкнуться с «запёртым», искажённым, бубнящим голосом. Чем ближе микрофон к певцу, тем больше улавливается низких частот. С другой стороны, если отодвинетесь  слишком далеко от микрофона, вы получите много отзвука комнаты и, как следствие, окрашенность и “коробчатость” звучания.
Начните с расстояния 10…25 см.
Микрофон всегда должен располагаться на стойке. Микрофон  в руках – гарантия появления  в сигнале множества шумов от рук, дыхания и скрипа микрофонного кабеля. При записи- одевать наушники, иначе в микрофон «полезет» звук динамиков (колонок, мониторов.)

Выбор вашей рабочей точки
Итак микрофон подключён. Уровень записи выверен (cм. урок №2 – Настройка уровня записи) Теперь надо найти свою рабочую точку записи.
Для этого:
Начните читать в микрофон текст, который хотите записывать. Читайте так,, как будто уже идёт запись. Во время чтения  поэкспериментируйте – отодвиньте голову дальше от микрофона; до той поры, пока не пойдёт «вялый» звук и внешний шум (комната, улица и.т.д) наченёт отчётливо слышаться чуть ли не на одном уровне с Вашим голосом. Теперь наоборот начните приближать («придвигать») рот к микрофону до той поры, пока звук не начнёт становиться искажённым, хрипящим, слишком низким. Т.о  ищите рабочую точку. Т.е такое расстояние между микрофоном и ртом, при котором звук голоса будет самым отчётливым. Не слишком тихим и не слишком  громким. Ещё лучше совмещать это с записью. Я называю это тестовой записью. Когда вы будете прослушивать записанный фрагмент, Вы лучше услышите картину звучания.

На сегодня всё. Верьте – у вас всё получится.