Не всегда просто найти правильный уровень вокала. как правило, хочется сделать вокал тише (особенно, если это ваш собственный вокал!), утапливая его в других инструментах. также, как правило, сначала хочется свести дальние по планам инструменты, а затем обнаружить, что либо вокал выпирает, либо затерялся среди инструментов. иногда кажется, что вокал находится не в миксе, что бы вы ни делали: эквализация, компрессия, реверберация и прочее.

Фишка в том, чтобы осознать, что вокал – самая важная составляющая песни и микса. это значит, он должен быть на переднем плане. если вы начнете с вокала, то будете свободны в том, чтобы использовать как можно меньше эквализации, добиваясь самого естественного звучания.

Затем "стройте" микс относительно вашего вокала, включая инструменты по порядку их важности. в поп/рок миксах порядок будет примерно таким: барабаны, бас, гитара/синты, задний план. относительный уровень каждой группы инструментов должен быть выставлен исходя из стиля музыки. для большинства поп-музыки вокал должен быть на том же уровне, что и малый барабан (с шипящими на том же уровне, что и хай-хэт). следующим идет бас, затем-гитары. но в рок-музыке бас находится дальше, а гитары-ближе.

Реверберацию нужно добавить позже – это не решение всех проблем! вокал должен иметь правильное звучание, динамику и уровень ДО какой-либо реверберации. по большей части реверберация добавляет пространства и позволяет голосу звучать не так сухо. если вокал не подходит миксу без реверберации, то ее добавление ничем не поможет.

автор: Kim Lajoie