Доброе время суток, уважаемые читатели моего блога, посвящённого звукозаписи в домашних условиях. Сегодня делюсь с вами своей радостью. Искренне верю, что вы тоже разделите со мной это чувство.

Наконец закончен ремонт в новой квартире. Моя семья (вместе со мной) благополучно переехала на новое место. Как многие уже знают, на семейном совете было принято решение отдать одну комнату полностью под студию.
Что я имею в виду, говоря “одна комната-полностью под студию”? Это означает, что в этой комнате не только будет располагаться студийное оборудование, но и само помещение комнаты будет акустически оформлено. В процессе подготовки к ремонту студийного помещения, я штудировал не один спец. форум, читал литературу, просмотрел кучу видео по строительству студий в поисках того, что нужно именно для моей комнаты, для моих условий.

Совет тем, кто собирается делать студию дома – не копируйте слепо “по образу и подобию”, только потому, что так написано где-то. Во всех студиях разные условия, Есть помещения размером с  концертный зал. А у кого то всего выделенный уголок в 3 кв.м.
Кроме того. Есть стены из кирпича, есть из бетона, есть из дерева и.т.д  И каждый материал обладает совершенно разными звукопоглощающими (или звукоотталкивающими) свойствами. Поэтому глупо применять одну и ту же методику, только потому, что у кого то она сработала.
Ну и кроме того, я не записываю рок команды, живых барабанщиков, духовые оркестры и.т..д

БЕЗУСЛОВНО!!!!!!  азы нужно знать . Природа (физика) звука – непоколебима. Я уже размещал в блоге много полезных статей по этой теме. В интернете вы найдёте ещё огромное количество полезного материала по теме “звук и его поведение в пространстве”.

Что хотел я достичь в своих условиях?  Естественно, чтобы “не мешать” соседям, и чтобы соседи “не мешали” мне. + погасить ранние отражения звуковых волн и избавиться  от”стоячих волн” и других мод комнаты.
Я не стал заморачиваться строительством “комнаты в комнате“. Тогда от 15 кв.м осталось бы только метров 8 (а то и меньше). Да и финансовые затраты уже были бы другие. И намного другие. В результате долгих исследований форумов и.т.д, остановился на изготовлении абсорбирующих (звукопоглощающих) панелей. Как их сделать  будет подробно рассказано ниже

Забегая вперёд, признаюсь честно. На 100% задача конечно не решена. Под 100% я подразумеваю полную тишину, когда хоть ночью на живых барабанах играй или наоборот соседи перфоратор включили. Но во многом цель достигнута. Если раньше слышимость была такая, что можно было слова разобрать о чём говорят соседи, то сейчас это всего лишь как невнятный звук. И конечно, самое главное- звук в студии стал чётким, разборчивым, плотным,”студийным”


Итак, была вот такая комната в панельном доме
Размер комнаты 5 х 3,10. Высота потолка 2,50   

Все фото увеличиваются

Вид от входной (в комнату) двери:

Вид со стороны лоджии:

Перво наперво был заменен балконный блок на пластиковый с 2-ным стеклопакетом. Я когда то занимался установкой пластиковых окон ( и такую профессию пришлось освоить). Поэтому выбор был очевиден – только Rehau:

Одновременно закупались материалы и инструменты.
Для изготовления Bass Traps (угловых басовых ловушек) и СЧ/ВЧ настенных и потолочных абсорберов (акустические звукопоглощающие панели) нужны были:

  • сухие доски (для каркаса),
  • минвата (каменная базальтовая)
  • нетканная ткань для закрытия ваты – спанбонд, лутрасил, дорнит,изоспан А, форсунковая ткань
  • декоративная ткань для закрытия изоспана – был выбран лён
  • саморезы

Базальтовыую вату покупал следующую:
Для средних и высоких частот:
Rockwool Акустик Баттс
плотность = 45 кг/м³
Экобазальт Лайт плотность = 40кг/м3
Экобазальт Блок плотность = 50кг/м3

Для басовых ловушек:
Экобазальт Вент плотность = 90кг/м3
Экобазальт Флор  плотность = 110кг/м3

Размер плиты минваты:
Rockwool Акустик Баттс=1000х600мм
Экобазальт=1200х600мм

В Москве я так и не нашёл Экобазальт. Заказывал напрямую с завода в  г. Дмитров. Доставка обошлась дорого . 4000руб (Дмиитров-Долгопрудный)
Но мне очень хотелось именно Экобазальт. Вы можете выбрать другую минвату. Главное, чтобы плотность была соответствующая.

Итого, покупал:
Экобазальт:
Лайт –  1 упаковка ( в одной упаковке 8 плит)
Блок –  2 упаковки ( в одной упаковке 8 плит)
Вент –  4 упаковки ( в одной упаковке 4 плиты)
Флор – 4 упаковки ( в одной упаковке 4 плиты)
Стоимость ваты:5457руб.02.коп. + доставка 4000руб.

Rockwool Акустик Баттс
: (покупал в Леруа Мерлен)
3 упаковки ( в одной упаковке 10 плит)
Стоимость ваты:1764 руб.+ доставка 600руб

В одной ловушке совмещал вату разной плотности. К примеру в басовой ловушке первый слой-Экобазальт Вент, второй слой-Экобазальт Флор.
В потолочных ловушках соответственно чередовалась вата другой плотности.

Для закрытия ваты (первичное обтягивание ловушки) покупал Изоспан “А”  Стоимость около 1500 руб за рулон (точно не помню) Покупал 2 рулона.

Советую всё же покупать не изоспан, а чёрный спанбонд. Я купил изоспан по совету одного “товарища” с форума, по глупости не прислушавшись к совету другого товарища, который говорил мне покупать спанбонд. Сам по себе изоспан приятный на ощупь, достаточно плотный, дышащий, ровно “натягивается”на каркас. Но есть одна большая проблема. По всему рулону на белом изоспане зачем то огромными красными буквами написано “Изоспан А”
И в некоторых ловушках эти буквы “просвечиваются” подо льном. Пришлось льном обтягивать 2 раза. Поэтому лучше покупайте вместо изоспана чёрный спанбонд. Именно чёрный а не белый. Тот товарищ, который рекомендовал спанбонд говорил ( из своего опыта), что белый спанбонд не совсем белый (в отличие от изоспана) а как бы “желтит”, притом неровно. И когда просвечивает из под ткани, то выглядит как пятнами. А чёрный – он скрывает неровности. И очень хорошо смотрится “фоном”

Для декоративного оформления панелей (закрытия изоспана) покупал лён. Выгоднее было купить рулон 95,3 п.м по цене 115 руб за погонный метр.
Итого за лён было уплачено:10959руб 50 коп.+1800руб. доставка

Инструменты (почти всё покупал, так как раз появился повод собрать домашнюю мастерскую):
Ножовка, 2 струбцины, стусло, угольник, рулетка, степлер, скобы для степлера, саморезы, молоток, маркер, уголки, цепь, стальной трос, шуруповёрт Макита, дрель Макита, перфоратор Макита (даже не знаю, чтобы я делал без перфоратора. Стены из знаменитого совдеповского бетона)

Доски брал тоже в Леруа.
40 досок (20х96х3000мм) стоимость одной доски 89 руб
4 доски (20х96х1500мм) стоимость одной доски 49руб

Ещё закупалось огромное количество всяких мелочей, типа свёрел, бит, буров, саморезов, дюбелей, скотчей, пены, силикона, клеев,рейлингов, розеток, выключателей……. Уже не помню, чего и сколько. Постоянно что то докупалось. то карнизы, то кабель каналы с плинтусами, так как попутно делался ремонт во всей квартире

  • Изготовление ловушек

Ничего сложного. Сначала делаем заготовки из дерева для каркаса ловушки. Обязательно учитывайте ширину и длины плиты мн.ваты. Я добавлял по 2 см (толщина доски) на верхнюю и нижнюю стороны каркаса (чтобы плита ваты спокойно вошла  в каркас). Скрепляем каркас уголками. В торцы я “загонял” ещё по 2 самореза и промазывал стыки клеем ПВА (покупал банку, хватило на все ловушки)

Следующий этап.
Вырезаю и “пришиваю” степлером изоспан к каркасу. Это будет нижняя часть ловушки:

Переворачиваю каркас (с пришитым изоспаном) и аккуратно укладываю плитку мин. ваты.

Скажу честно – работал без респиратора. Правда в перчатках, но иногда и голыми руками. Ничего в воздухе не летало и кожа не чесалась. Это я написал для тех, кто любит создавать панику на ровном месте. Так, что испытал всё на себе. Можно смело работать.

Следующий этап.

Обтягиваем изоспаном уже лицевую часть ловушки. Обтягивал  не как заднюю сторону. Сначал “пришивал” степлером одну сторону передней части, “Пришивал” изоспан, накладывая на одну кромку задней стороны ловушки (немного в “натяг,” чтобы ровно было). Потом натягивал изоспан через всю ловушку и уже с другой стороны задней части ловушки “пришивал” степлером другую кромку. Потом пришивал обе оставшиеся передние части. Самый трудоёмкий процесс, тренирующий терпение – сделать красивые углы. В этом мне помогала жена. Всё таки у женщин это аккуратнее и красивее получается.

Следующий этап.
Обтягиваем готовые ловушки декоративной (обязательно дышащей) тканью. Я выбрал лён. Обтягиваем точно также, как и изоспаном, уделяя особенное внимание углам

Следующий этап.
Развешиваем ловушки по комнате. Ловушки вешал на тросе  на анкерный болт, вкрученный в стену.
Дополнительно, каждая стеновая ловушка крепилась на 4 уголка саморезами.Одновременно уголки (2, соединённых друг с другом) являются ограничителями, создавая воздушный зазор между панелью и стеной. Т.е стеновые ловушки находятся на расстоянии от стены в 10 см. У потолочных расстояние от потолка порядка 20 см. Потолочные ловушки  висят на 4-х анкерах.
Ещё сделал стол под основные мониторы (вторые мониторы на стойках).  Для стола купил доску в Леруа 2000х600мм + ножки в Икеа. Ножки высокие (регулируются). Нигде больше не видел таких ножек.

В старой квартире, где мы жили, и где я “умудрялся” долгие годы записывать и сводить,  акустика помещения можно сказать была никакая. Звук был размазанный, низ “гундел” конкретно, о детализации вообще лучше не вспоминать.

Результат акустического ремонта – звук правильный (как я его называю “студийный) Не “гуляет” по комнате. Нет ревера комнаты и нет искажений. Звук чёткий, разборчивый. Комната не переглушена.

Продолжение здесь