Студийные мониторы
Студийные мониторы

Нет! Речь не пойдет о компьютерных мониторах, мониторы студийные — это в простонародном названии колонки или акустические системы. Названы они так потому, что при помощи этих акустических систем, осуществляют мониторинг, т.е. существуют для контроля звучания во время записи и результатов сведения.

Студийные мониторы разделяются на системы ближнего, среднего и дальнего поля. В условиях квартиры можно использовать только мониторы ближнего поля. Работа даже с системами ближнего поля, в условиях большинства Российских квартир осложняется, это связано прежде всего с объемом помещения, так же с материалами отделки стен, наличием мебели, акустическими параметрами помещения и т.д., все это влияет на то, что мы услышим в результате. Как правило, в большинстве случаев, в домашней студии используют студийные наушники, это не совсем правильно (использовать только наушники), при сведении композиции будет большим плюсом дополнительное использование мониторов.

Установка студийных мониторов.
Есть золотое правило, студийные мониторы (которых два) и точка прослушивания должны составлять равносторонний треугольник, идеальное расстояние между акустикой и соответственно точкой прослушивания 1,5 метров. При этом расстояние тыловой и боковых стен от точки прослушивания должна быть не меньше этого значения, т.е. более 1,5 метров.

Касаемо противоположной стены, которая за мониторами, так вот, расстояние до нее должно равняться 30-40 см, а на стене желательно разместить звукопоглощаяющие плиты, размером в 2-3 раза больше задней стенки акустической системы. Делается это для поглощения отражений от стены, излучателем звука здесь является задняя стенка акустической системы. Касаемо расположения по вертикали, действует правило при котором пищалки (высокочастотные динамические головки) должны располагаться на одной плоскости с ушами прослушивающего человека. Итак несложно подсчитать, что объем комнаты (стоит учесть что в расчет не принимается мебель, с которой этот объем должен быть больше) должен быть 13-20 кв.м.

Отделка помещения для мониторинга.
В большинстве случаев это невозможно сделать в квартире, попытаюсь объяснить. В идеале, задняя стенка должна быть заглушена полностью, можно конечно воспользоваться плитами, как это описано выше. Стоит учесть что угол отражения равен углу падения, и плиты стоит сместить в центр, относительно друг к другу. Далее глушим стену которая за слушателем, и боковые. Лучше глушить полностью, если это не реально, то надо постараться избавиться от первичных отражений. Для этого надо найти зоны первичных отражений звука. Вариант первый, учитывая что угол отражения равен углу падения, вычисляем места на стенах от которых отражается звук в точку прослушивания. Вариант второй, просим друга, взять зеркало, и ходить с ним вдоль стен, там где с точки прослушивания видим отражение мониторов, вешаем либо рассеивающие, либо звукопоглощающие плиты.

Не забываем так же что отражателями являются еще и потолок с пультом, либо рабочий стол. Так же стараемся сделать все для поглощения отражений. Если вам удастся избавиться от первичных отражений, это очень хорошо.

Подключение студийных мониторов.
Как правило студийные мониторы идут с собственным усилителем, он либо внешний (пассивные), либо встроенный в ящик (активные). Так вот если мы имеем дело с пассивной акустической системой, стоит обращать внимание на правильное соединение проводов, т.е. плюс к плюсу, а минус к минусу. Часто встречаются случаи неправильного подключения мониторов, так называемое в противофазе, когда динамические головки обоих мониторов работают в разном направлении. Это ощущается в некомфортных ощущениях при прослушивании, провал в низких частотах, неккоректная работа эквалайзера в нижнем диапазоне, эффект хорруса. Грубейшая ошибка, таким образом ничего путного вы не сделаете. Проверяйте правильность подсоединения проводов. Так же можно проверить слабенькой батарейкой, подсоединяя ее к контактам пассивной акустической системы, в этом случае низкочастотный динамик выходит в одном из двух направлений, надо добиться одинаковых направлений на паре мониторов. Либо на слух, методом тыка, услышите разницу сразу же.

Выбор студийных мониторов.

Выбор студийных мониторов
Выбор студийных мониторов

Сейчас на рынке представлено большое количество студийных мониторов ближнего поля. Вот уже более 20-ти лет классической системой являются студийные мониторы ближнего поля Yamaha ns-10m. Система изначально разрабатывалась в классе Hi-Fi как бытовая акустика для прослушивания в домашних условиях, почти как Macintosh для домохозяек. Но из-за своих качеств была взята на вооружение ведущими студиями звукозаписи. Как любая бытовая система, Yamaha ns-10m имеет свои недостатки, сильный подъем в области высоких частот, лечится народным методом, пищалка прикрывается кусочком тонкой туалетной бумаги, либо на слух учитывается при работе с ними. Но есть и достоинства, Yamaha ns-10m имеет хорошие результаты по затуханию сигнала, что обеспечивает большую прозрачность и детализацию звука.

Мониторы выбираются путем прослушивания, хорошо при себе иметь запись которую вы хорошо знаете, возможно даже ваша работа. Те мониторы которые ее будут воспроизводить идеально, проходим стороной, те в которых вы услышите мелкие погрешности, нюансы которые раньше не замечали, скорее всего вам подойдут. Т.е. студийные акустические системы прежде всего должны быть честными в воспроизведении музыки, и никак не приукрашивать звук.

Можно обратить внимание на производителей из среднего класса — Event, M-audio, Tannoy. Класс выше представляют: Dynaudio, KRK, Yamaha, JBL, Genelec. Если с бюджетом проблемы, в паре с студийными наушниками можно использовать Microlab серии solo, к студийным мониторам конечно не относятся, но для дополнительной проверки сойдут.