Нужна ли звукорежиссеру физика
Нужна ли звукорежиссеру физика

Доброе время суток, уважаемые читатели блога “Звукозапись без понтов” На страницах своего блога я хочу собрать полезные материалы по звукозаписи, строительству студий, музыке. Именно полезные.
К сожалению интернет наводнён кучей откровенного хлама. Многим так нравится поучать с умным видом. При чём в областях, в которых не разбираются ни на йоту. Десятки видеокурсов по аранжировке, звукозаписи, созданию и ведению блогов и сайтов и.т.д, записанных с отвратительным звуком. Голос подаётся с каким то пренебрежением. Вероятно так “авторы этих горе шедевров” пытаются имитировать якобы свой проф. опыт. Ладно, хватит об этих гавриликах в коротких шортиках. Много чести ещё время на них тратить. Цель моего блога — учиться. А учиться можно на достоверных знаниях. Не так ли?
Опыт — вот, что не купишь ни за какие деньги. Впрочем как и талант.
Поэтому стараюсь публиковать статьи тех, кто действительно и знает и любит звукорежиссуру. И кто посвящён ей по настоящему.

Сегодня я имею честь представить вам ещё одну статью уважаемого мною (и не только) Виктора Буруянэ, известного в интернете под ником sunet.

Виктор Буруянэ – профессиональный музыкант, звукоинженер, звукорежиссёр,ведущий разработчик профессионального винтажного аудиооборудования для студий и концертной деятельности, радио и телевидения. Построил не одну студию звукозаписи.

Нужна ли звукорежиссеру физика?

Однажды на одном из форумов я привел фразу, сказанную известным американским звукорежиссером (не помню точно его имени) о том что звукорежиссерами становятся либо инженеры влюбленные в музыку, либо музыканты влюбленные в технику, но лучших результатов добиваются как правило первые из них. Пару музыкантов на это обиженно ответили мне что им в первую очередь нужны музыкальные знания, а вот звук они и без знаиия физики накручивают неплохо. Ибо они приходят в студию чтоб творить а не для того чтоб работать паяльником или думать что именно та или иная ручка совершает в приборе в физическом смысле…

Так ли это?

Другой случай. Раньше моя студия была в здании в центре города Кишинэу, в котором на том же этаже было еще четыре студии. Ко мне часто приходили коллеги за советами, особенно когда по моему примеру стали покупать себе компьютеры. Однажды один коллега, у которого был такой же преамп-голосовой процессор как у меня, пришел с листом бумаги и попросил разрешения зарисовать положения регуляторов на моем процессоре… Я был в шоке (он работал в студии на пару лет больше меня) и стал объяснять ему, что эти регуляторы приходится крутить, и часто, даже в одной песне бывает что в куплете и в припеве разные настройки, но он ответил что ему это надо лишь для ориентировки, зарисовал и ушел к себе… Но это еще не все! Через примерно пол-года он пришел опять и попросил повторить процедуру, ибо старую бумагу потерял, а на его процессоре кто-то повыворачивал ручки… Я конечно засмеялся, ибо вспомнил анекдот с басистом, которому кто-то повернул колок на гитаре! Коллега немного обиделся, но рисовать не перестал…
Со временем я заметил, что многие звукорежиссеры при переходе на софт пользуются исключительно заводскими пресетами (а ведь вышеупомянутая зарисовка не что иное как пресет), считая что ничего умнее производителя они не придумают и при этом о функциях многих регуляторов даже не подозревают, ибо никогда их не трогают! Те, что сразу сели за софт, как огня боятся «железных» компрессоров (там же нет пресетов!). Я тоже вспоминаю свой испуг на репетиции перед концертом, когда лет 15 назад подключил к пульту свой первый компрессор ALESIS… И ведь мне казалось, что я знал что такое компрессор! А в тот день я его настроить так и не смог…

Как определить правильное положение регулятора RATIO и чем он отличается от регулятора THRESHOLD?
Ведь часто на слух (да и по индикаторам) и тот и другой примерно одинаково меняют уровень компрессии. А какое выбрать время атаки? Вроде надо короткое, чтоб пики не проходили, ан нет, так звучит плохо… и почему это происходит? А переключатель характера регулировки? Мягкий излом или жесткий?

Если элементарно подсчитать возможное количество реально полезных положений регуляторов и переключателей (упражнение по комбинаторике), то окажется что один и тот же компрессор можно настроить десятками способов. А какой из них правильный, какой лучше для голоса, какой для гитары, какой для флейты? А ведь компрессоров много и регуляторы на них одинаковые и цифры похожие, а звук разный, почему?! Дайте музыканту-звукорежиссеру, который знает лишь теорию музыки, другой компрессор, нежели тот, к которму он привык. Он и его накрутит? Может быть, через некоторое время… после долгих проб и ошибок.

А кто знает зачем вообще в софтовых процессорах пресеты? Для того чтоб на гитару загрузить пресет «guitar», на малый барабан – «drums» а на голос «vocal»? Ну подумайте, откуда производителю знать, какая у вас гитара, какой барабан, какой микрофон, как вы этот микрофон располагаете, в каком жанре играете, какой хотите получить результат?! Если вы конечно сами знаете, что хотите получить, а не крутите ручки на авось…
Пресеты создаются для того, чтобы показать возможности прибора, подсказать примерные настройки, короче, облегчить продажу и обучение, но не более того! Как же можно тупо загрузить пресет и предполагать что он оптимально справится с работой?! А потом начинаются вопросы «почему не качает», «почему гудит» и т.д. Если вы музыкант, вспомните, как отличается звук одного и того же инструмента в руках разных исполнителей, и как один и тот же инструмент используется в разных музыкальных жанрах. Как из одних и тех же нот получаются совершенно разные гармонии. Как музыка, состоящая из одних и тех же нот, может быть грустной и может быть веселой.

С компрессорами и прочими студийными приборами все точно так же. Это тоже инструменты и тоже элементы творчества, и так, как надо знать теорию музыки для того что заниматься самой музыкой на профессиональном уровне, так необходимо знать электронику для того чтоб профессионально настроить эти приборы. Конечно никто не говорит, что ее необходимо знать на уровне инженера-профессионала разрабатывающего электронные схемы, но на уровне слесаря-ремонтника очень даже не помешало бы! Тогда регулятор на панели прибора перестанет быть просто пластмассовым цилиндриком с цифирками, и его вращение станет осознанным.

Еще один пример.
Большая часть студий в мире создается энтузиастами-любителями, часто хорошими музыкантами, но довольно далекими от законов акустики людьми. Раньше я думал, что это происходит только в бедных странах, но читая книги, статьи и западные форумы, понял, что так везде, ибо для человека естественно экономить деньги, даже тогда когда у него их много, а у начинающих музыкантов как правило денег нет в любой стране! Итак, что характерно для всех этих студий? Пенопласт, поролон, яичная тара… Ну ладно поролон, он еще кое-что поглощает, но если б человек элементарно открыл книгу по акустике, он бы не стал оклеивать стены пенопластом и упаковками! Он забывает, что слово «звукоизоляция» это нечто иное, нежели «термоизоляция», и что для того чтоб сложный ячеистый профиль работал как рассеиватель звука, он должен быть не из бумаги… А ведь на форумах продолжают задавать все те же вопросы по студийным помещениям (и им продолжают советовать все те же яичные упаковки!), продолжают путать звукоизоляцию (которую делают чтоб не проникал шум в студию извне) со звукопоглощением (чтоб не гудело и не было эха от голоса и инструментов из-за отражения звуковой волны от стен внутри студии). А сколько студий, в которых вообще стены не обработаны! Многие не знают, что громкость отдельных звуков (нот) может из-за помещения измениться на 20 дБ (в 10 раз!!!). И потом пугаются, что «в этом сэмплере ноты играют с разной громкостью!» О каком балансе микса может идти речь в таком помещении? И какой смысл покупать мониторы за 2000 долларов, когда из-за их расширенного снизу диапазона проблем (а значит и ошибок) станет только больше?
А как сложно понять, чем отличается симметричная линия от несимметричной! А много ли студий в которых сделано нормальное заземление?

Так что не обижайтесь коллеги-музыканты, кое-что из акустики музыканты знали и во времена Страдивари и понимали, что в церкви скрипка звучит лучше, чем в поле и встраивали в стены церквей кувшины и строили концертные залы с куполами. А в наши дни, когда так много зависит от техники, от помещения, знание физики и элементарной электроники (помимо конечно элементарной теории музыки) является просто обязательным условием. И никакой жизни не хватит чтоб заменить ее одним лишь опытом. Приобретая практику студийной работы одновременно надо углублять и знания.
Я, например, по образованию инженер электронной техники, в 1980-х годах занимался разработкой промышленных роботов, имею авторские свидетельства на изобретения, а в свободное время играю, пою и сочиняю музыку уже более 30 лет, концертным звукорежиссером работаю с 1992-го года, студийным с 1998-го. Казалось бы опыта накопилось немало и знания есть, перечитал по специальности (и по звуку и по электронике) целые шкафы книг, записал и свел многие десятки альбомов, разработал и изготовил немало студийных и концертных приборов, но… время и знания не стоят на месте. Люди продолжают изобретать, придумывать, разрабатывают софт, технику, делают открытия. То, что казалось законом вчера, сегодня может оказаться всего лишь заблуждением… Поэтому я читаю, теперь уже в интернете, по 2-3 часа ежедневно, пытаясь быть в курсе всего происходящего, осваиваю новый софт, новые электронные компоненты, новые приемы работы. Конечно с годами попадается все меньше нового, но большое количество информации позволяет выбирать верный путь, опираясь на опыт и ошибки других и совершая при этом меньше своих… Так что надо учиться постоянно, надо осваивать все то, что хоть как-то связано с вашей работой, и тогда у вас будет шанс не просто провести жизнь в студии, но и провести ее с пользой!