Side-chain: как много в этом звуке
Side-chain: как много в этом звуке

Согласно Википедии:
“Сайдчейн (англ. side-chain) — способ включения устройства, при котором управляющий канал отличается от обрабатываемого. Широко применяется в устройствах динамического плана: компрессорах, экспандерах, гэйтах. Без сайдчэйна вообще бы не существовало таких устройств, как деессоры.

Компрессор с сайдчэйн каналом очень часто используют для решения конфликтов. Особенно в нижней части спектра. Как правило, с большого барабана берётся управляющий сигнал, а обрабатывается бас. Таким образом получается своеобразный качающий эффект. Впоследствии словом сайдчейн стали называть эффект, хотя это и не совсем верно, точнее совсем неверно. В дальнейшем стал широко использоваться как спецэффект «раскаченного» баса. Яркий пример этого эффекта можно услышать в композициях Benny Benassi и Dmitrio Caldo.

Sidechain compressor — управляемый компрессор, который работает по команде извне. Суть его заключается в том, что громкость управляемого канала (бас) регулируется управляющим каналом (барабан). В момент звучания барабана, звук баса приглушается, тем самым бас не мешает барабану. Следовательно барабан звучит чётче. А динамика баса улучшается, создавая «раскачивание» (пампинг-эффект).”

Side-chain: как много в этом звуке

Сегодня мы поговорим о такой полезной и очень популярной ныне технологии как сайд-чейн компрессия. Наверняка, практически каждый из нас слышал это модное слово, и очень многие отчетливо представляют себе, что это такое. Но какие же возможности в действительности скрываются за этим хитрым видом динамической обработки? Как в точности работает side-chain компрессия, и какие средства мы можем для этого использовать? Как эффективно применять side-chain в практическом написании танцевальной музыки?

На все эти вопросы мы и постараемся дать ответ.

Что это такое?

Итак, что же такое side chain? В переводе с английского, side chain означает «боковая цепь» и в приборах обработки звука представляет собой схему подключения с двумя входами, на один из которых подается непосредственно обрабатываемый сигнал, а на второй управляющий импульсный сигнал, или, как его еще называют «ключ».

Далее прибор (в нашем случае компрессор) будет анализировать ключевой сигнал и реагировать на превышение порога именно ключа, в то время как подвергаться обработке.

В самом простейшем виде, при помощи сайд-чейн компрессии мы имеем возможность прижимать один элемент (назовем его управляемый) в тех местах, где звучит другой (ключевой, управляющий).

Без практического понимания это определение все равно может показаться несколько сложным, однако же, подкрепленное простым практическим примером оно моментально обретает простую форму.

Поэтому я подготовил простой и наглядный пример практической работы сайд-чейн компрессора.

Имеется партия ударных и шумовой эффект, положенный сверху.

Весьма распространенная картина, которую мы можем встретить в подавляющем большинстве House-композиций. Шумовой эффект сейчас звучит непрерывно. Посмотрим, как изменится картина динамики в случае если шумовой эффект будет просаживаться по уровню в местах звучания бочки.

Что происходит в данном случае? Шумовой эффект обрабатывается компрессором который срабатывает и давит звук в тех местах, где звучит семпл бочки. Соотвественно, компрессор работает в режиме сайд-чейн и в качестве ключевого сигнала ему посылается линия бочки.

В этом самом простейшем варианте использования сайд-чейн компрессии мы достигаем по сути дела эффекта тремоло синхронизированного под темп композиции.

На самом же деле мы имеем мощнейший инструмент для создания динамики композиции, и для танцевальной музыки, где зачастую необходимо добиться своеобразного пульсирующего эффекта в звучании, этот инструмент актуален в первую очередь.

Сегодня мы поговорим о том, как и где можно применить сайд-чейн компрессию, какие средства нам предоставляют для этого современные секвенсоры: Cubase 4, Ableton Live 8, Logic 9, а также рассмотрим такой популярный инструмент как связка Compressor/Side-Chainer из пакета TC Native Bundle. Выбор последнего при рассмотрении сторонних плагинов пал исходя из распространенности этого набора и его доступности для разных платформ и форматов: VST, RTAS, AU.

Как это работает

Перед тем как переходить непосредственно к конкретным инструментам, разберем общий принцип того, как же реализуется работа сайд-чейн компрессоров в секвенсорных программах. Ключевой сигнал отправляется через посыл на некую шину. Далее в самом плагине необходимо указать с какой шины он должен получать ключевой сигнал. Когда такая связь налажена, компрессор будет анализировать приходящий ключевой сигнал и в случае превышения заданного порога этим сигналом обрабатывать основный сигнал.

Таков общий принцип, немного различна лишь его реализация в разных инструментариях. И если несколько лет назад секвенсоры не предоставляли встроенных средств, и можно было рассматривать непосредственно конкретные плагины, то сейчас все современные программы имеют очень хорошие встроенные средства и применение сторонних плагинов в таких случаях зачастую становится нецелесообразным.

Рассмотрев все эти инструменты, мы также сравним их звучание и качество обработки на специально подготовленных примерах при равных настройках.

  • Cubase 4/5

Начнем с Cubase. Начиная с 4-й версии в таких вариациях как Cubase 4 и Cubase 4 Studio присутствует функция сайд-чейн для широкого ряда плагинов. Для создания связки в первую очередь здесь нужно добавить сам плагин, в нашем случае это будет штатный VST3-плагин Compressor и активировать на нем функцию сайд-чейн. Для этого достаточно нажать соответствующую кнопочку.

После этого с ключевого сигнала в списке посылов появится секция Side-Chain в которой будет отображены все плагины в проекте, в которых был активирован Side-Chain ввод. Остается выбрать соответствующую цель и задать уровень посыла. В остальном это самый обыкновенный Send, для которого можно регулировать уровень и послать в режиме pre-fader что нам очень скоро пригодится.

Подробнее о том, как реализована схема посылов в Cubase и что такое вообще Send было подробно рассказано во второй части нашего материала по Cubase SX 3: «Cubase SX: продолжаем знакомство».

Рассмотрим сам плагин. Все настройки в принципе стандартны. Обратите внимание на то что по умолчанию включена автоматическая компенсация Makeup Gain  и плагин будет автоматически компенсировать уровень выходного сигнала. Лично я эту автокомпенсацию сразу же отключаю и задаю Makeup вручную. Также присутствует ручка Analisis при помощи которой можно осуществить переключение между режимами peak и rms: в левом положении компрессор будет работать в Peak режиме, в правом – в RMS соответственно, причем мы можем подобрать некий средний баланс.

  • Ableton Live 8

В Live 8 функция сайд-чейн реализована и того проще. Добавляем прибор обработки, в нашем случае это обычный Compressor и активируем сайд-чейн при помощи одноименной кнопки:
Далее в поле Audio From нам нужно указать с какой дорожки, посыла или инструмента нужно получать ключевой сигнал. В следующем поле мы можем выбрать режим коммутации: до insert-обработки (Pre FX), после (Post FX) или после микшера (Post Mixer). При помощи ручки Gain мы устанавливаем общий уровень приходящего ключевого сигнала.

  • Logic Studio

В Logic схема организации практически идентична с той, которая применена в Ableton. В окошке компрессора мы имеем возможность выбрать источник ключевого сигнала, и это может любая аудиодорожка, инструмент или же шина посыла. Ключевой сигнал проще всего отправить посылом на какую-нибудь свободную шину (например Bus 2), а на самой шине закрыть все Aux-ы, дабы избежать повторного попадания ключевого сигнала в мастер.
Далее на самом плагине останется лишь выбрать источник ключевого сигнала, то есть заданную шину.

Однако, как выяснилось чуть позже, мы с тем же успехом можем выбрать нужную дорожку в качестве источника ключа и далее и закрыть на ней фейденр. Сигнал все равно будет проходить с дорожки на компрессору – пре-фейдер.

  • Пакет TC Native Bundle

Рассмотрев инструментарий трех самых популярных современных секвенсоров перейдем наконец к сторонней, универсальной так сказать, разработке – связке плагинов Compressor/De-Esser + Side-Chainer из пакета TC Native Bundle. Этот пакет, как мы уже упоминали чуть выше, присутствует в версиях как для Windows так и Mac OS и для всех форматов плагинов: VST, AU, RTAS.

Ключевой сигнал передается компрессору при помощи специального плагина с соответствующим названием – Side-Chainer. Этот плагин просто добавляется в Insert той дорожки, которую нужно передавать

Интерфейс состоит всего из двух элементов – кнопочки THRU, после отжатия которой сигнал перестанет пропускаться далее и индикатора канала на котором будет работать сайд-чейн. Здесь надо сделать небольшое пояснение: в TC можно использовать не более двух каналов. Первый добавленный плагин будет передавать сигнал по 1-му каналу, следующий по 2-му. Далее перейдем к плагину Compressor DeEsser.

Здесь мы активируем режим сайд-чейн при помощи кнопки Key Input и далее при помощи четырех ползунков задаем основные настройки компрессии. Справа от кнопки Key Input мы можем выбрать с какого канала мы будем получать приходящий ключевой сигнал.

В окошке Display мы имеем индикацию глубины обработки  (Reduction) – индикатор Red и уровень приходящего ключевого сигнала – Key. В левой области расположены ползунки для корректировки уровня входящего и выходящего сигналов компрессора.

Главным ограничением данного пакета является возможность использования всего двух связок SideChainer — Compressor.

«Скрытый» ключ

Самый простой вариант организации сайд-чейн компрессии по бочке в виде ключа – создание посыла на сайд-чейн непосредственно с основной дорожки бочки. Однако при таком виде организации вы можете столкнуться с одной небольшой (или даже большой) проблемой – как минимум сайд-чейн не будет срабатывать в ямах и других местах где бочки нет, а эффект нужен.

Поэтому намного удобнее применить способ, который я лично называю скрытым ключем.

Суть способа очень проста – вы экспортируете в файл небольшой луп с бочкой (ну или другим инструментом, который вы хотите использовать в качестве ключа), далее вставляете этот луп на отдельную дорожку в проект и размножаете на все протяжение звучания композиции.

Далее нужно создать пре-фейдерный посыл (Send) уровнем 0 дб с этой дорожки на наш эффект (или какую-нибудь шину, в зависимости от используемого вами секвенсора) и полностью опустить фейдер дорожки. В Cubase 4 у меня это выглядит примерно так:

Суть трюка предельно проста – через посыл дорожка отправляется на сайд-чейн компрессора и присутствует во всех местах композиции, в то время как основная дорожка бочки будет выполнять свою обычную роль. А регулируя при помощи автоматизации уровень посыла, мы можем создавать эффект «раскручивающихся и выпрямляющихся» элементов.
Практика использования сайд-чейн компрессии

Итак, мы разобрали все основные теоретические моменты и реализацию сайд-чейн компрессии в разных программах и плагинов. Теперь мы можем поговорить непосредственно о практическом использовании технологии при написании танцевальной музыки и некоторых применяемых при этом приемах.

Компрессия в режиме side-chain: типичный случай

В самом простом случае в качестве ключа для сайд-чейн используется бочка, а  обрабатываемым инструментом может быть любой протяжный звук, будь то шипящий FX, пэд, или даже бас. Разберем один очень простой и часто применявшийся разными людьми при написании электрохауса прием. Я подготовил небольшой ударный луп, использовавшийся в примере в начале материала и синтезировал обычный пилообразный бас.

Пускать его с ритм-секцией в таком виде вряд ли имеет смысл. Однако после обработки его компрессором в режиме сайд-чейн и бочкой в виде ключа

А теперь послушаем полученную линию баса вместе с ритм-секцией и использовавшимся нами в прошлом примере шипящим FX

Теперь мы можем наглядно пронаблюдать, как два невзрачных на первый взгляд инструмента приобрели динамику звучания и вписались в микс. При этом бочка со снейром звучат чисто и хорошо читаемы.

Замечу, что звук шумового FX был использован первый попавшийся, а пилообразный бас выкручен из дефолтового пресета VST-инструмента Rob Papen Predator. При этом использовались следующие настройки компрессии:

 


Бас   FX
Treshold
-30 -40
Ratio 2:1 2.7:1
Attack  2 1
Hold
1 1
Release 61 170
Makeup 6 0
Soft knee да да
Режим Peak RMS

              
Чем ниже мы ставим порог, тем глубже будет продавливаться обрабатываемый элемент. При самых низких значения мы можем вообще добиться эффекта полного гейтирования.

Эдакий электро-саунд за 5 минут :)

Gate в режиме Sidechain

Разберем другой не менее простой и эффективный метод использования сайд-чейн, только на этот раз мы будем, напротив, акцентировать определенные области при помощи гейта.

Предположим, у нас есть ударный луп из которого надо убрать все кроме хэта. Можно конечно же обработать луп в ручную, разрезать, поставить фейды, но намного проще и эффективнее по всем критериям использовать гейт в режиме сайд-чейн. В качестве ключа мы можем передать любую линию хэтов, расположенных нужным образом и имеющих подходящую длину семпла.

По большому счету мы используем ключевой сигнал в роли маски, по которой плагин будет отделять лишь нужные нам области.

Далее на обрабатываемый луп был добавлен гейт с минимальным порогом и быстрыми атакой-релизом, работающий в режиме Side Chain:
В результате мы извлекли из лупа только нужные нам элементы

Косметическое и динамическое применение Side Chain

Лично я разделяю применение технологии сайд чейн на две вариации: косметическую и динамическую.  Косметикой я называю все случаи, при которых действие прибора явно заметно и он жестко вырезает конкретные места обрабатываемого инструмента. Именно такие примеры и были нами рассмотрены.

Что же тогда подразумевается под динамикой? Сюда я отношу все более тонкие случаи, при которых не применяются большие степени сжатия и низкие пороги, и суть такой компрессии в придании тонкой динамики. И результат в данном случае будет слышен лишь в том случае, если вы прослушаете микс сначала с включенным прибором, а потом без него.

Суть такой компрессии заключается в более тонкой балансировке элементов в миксе, но это будет возможно только при наличии хорошего мониторинга. В противном случае вы можете просто не поймать баланс, пережать, или напротив, недожать, неправильно отстроить время атаки и релиза компрессора.

Это тонкая работа, специфичная для каждого конкретного случая, при правильном выполнении которой можно добиться прямо-таки чудес в динамике, главное – разумное использование и наличие хорошей акустики.

Вместо заключения

Так как у нас стало уже традицией сравнивать возможности и работу разных секвенсоров и обработки, мы не преминули протестировать работу описанных выше плагинов при равных условиях. Тестирование проводилось на все том же примере.

К сожалению, во время проведения тестирования у меня не было возможности съездить на студию, дабы сравнить результаты на хороших мониторах. Поэтому предоставляю возможность сделать вам выводы самостоятельно. Единственное, что бросилось на слух лично мне — так это результат работы компрессора в Ableton — мне он показался немного более жестким чем в Cubase и Logic при абсолютно равных настройках компрессии.

Итак, сегодня нами были рассмотрены основные моменты, связанные с использованием Side Chain в приборах динамической обработки. Это очень мощная и удобная технология, правильное использование которой позволяет быстро и просто достигать самых различных эффектов.