Частота дискретизации и разрядность аудио – простым и понятным языком

Даже если Вы не имеете напрямую дело с цифровой звукозаписью, Вам будет интересно!
Вы – новичок в мире цифровой музыки? Не знаете что значат все эти сложные обозначения и циферки?
Хм, не удивительно! Ведь с каждым днём информации становится всё больше и больше. А познать всю её практически невозможно.
Да этого и не нужно! Нужно знать самое необходимое.

Частота Дискретизации и Разрядность – понятия звукорежиссуры, которые обязательно надо знать, если вы решили заниматься музыкой в компьютерной среде.
Даже если Вам не приходилось ещё записывать музыку в виртуальной среде, но Вы имели дело с аудио (быть то в переносном цифровом проигрывателе, проигрывателе на компьютере или ещё где-то), то возможно вы видели какие-то цифры в свойствах аудио: “16 бит, 24 бита, 44100 Гц, 48000 Гц…”

Материал излагается кратко и доступен даже непосвящённым. Только самое нужное.

Так что же такое Частота Дискретизации и Разрядность? Для чего это нужно?

Для начала условимся, что в разных источниках Вы можете встретить: Частота дискретизации и Частота сэмплирования. Аббревиатуры равнозначны. Называйте, как Вам больше нравится.
А также Разрядность и Битность. Это тоже, одно и тоже, просто звучит по-разному.

И так.
Частота сэмплирования (частота дискретизации)…
Вся неживая музыка (музыка, выдаваемая компьютером, музыкальным центром и т.п. — то есть, не живая) имеет такой параметр. Это количество сэмплов в секунду. Не вдаваясь в подробности, скажу, что для человека оптимальным является 44100 Гц. Так как при большем значении, звуки, которые будут сэмплироваться, практически будут недоступны нашим ушам — мы их просто не услышим, т.к. они будут вне порога слышимости.
Обновление от 2 февраля 2013:
В связи с тем, что одному пользователю не было понятно про частоту дискретизации немного поясню. Дискретный значит прерывистый. То есть процесс сэмплирования это обработка каждого бита информации поочерёдно (то есть дискретно, а не всё сразу). В нашем случае в секунду это происходит 44100 раз. По теореме Нейквиста частота сэмплирования, необходимая для нормального восприятия должна быть в два раза выше порога слышимости. Так как человек в среднем слышет до 16 КГц (КилоГц или 16000 Гц), а некоторые (в норме для молодого здорового человека) до 20 КГц, то частота сэмплироваия было определена в 44.1 КГц (44100 Гц), то есть в два раза превышающая порог слышимости человеческого уха. Почему не 40 КГц (40000 Гц)? Взято с запасом (ошибки и помехи в тракте и после вывода на CD никто не отменял).
Надеюсь теперь всё понятно.

Частота дискретизации и разрядность аудио – простым и понятным языком
Частота дискретизации и разрядность аудио – простым и понятным языком

Разрядность (Битность) — это своего рода разрешение этих самых сэмплов. Почему я называю это разрешением? Просто чтобы вы скорее поняли по аналогии, что к чему.
Вот возьмите свой монитор — чем выше разрешение — тем лучше картинка, не так ли? При маленьком разрешении Вы будете видеть отдельные пиксели и глаз уже не будет радоваться как прежде.
Битность — это динамический диапазон — то есть размах вашего аудио вверх и вниз (по громкости, мощи — так скажем), нюансы исполнения.
Чем выше битность аудио, тем больше места занимает Ваше аудио на жёстком диске (в компьютере) — учтите.

Для проектов, которые Вам важны, советую использовать 24 бита и частоту сэмплирования — 48000 Гц. ЭТО — СТАНДАРТ. После, для вывода на CD, можно будет понизить данные до 16 бит и 44.1 КГц.
Но некоторые предпочитают работать в 24/96 (24 Бита — разрядность, 96 КГц — частота дискретизации), или 24/88.2. На вкус и цвет…
Для большинства проектов же подойдёт — 16/44.1 (16 Бит — разрядность, 44100 Гц равносильно 44.1 КГц — частота дискретизации).

Частота сэмплирования и Битность идут непосредственно бок о бок друг с другом и в одиночку никогда не ходят. Такая уж у них судьба. Друзья они по жизни.

Для самых-самых непонятливых и для тех, кому достаточно трудно, объясню ещё раз. Приведу аналогию с фотоаппаратом и снимками:

Частота сэмплирования — это сколько вы можете сфотографировать снимков за секунду…

А битность – это какого качества они будут…

Всё довольно просто. Только поначалу, все эти звукорежиссёрские термины и выражения вводят в заблуждение. Помню и знаю.
Но Вы-то теперь понимаете и знаете что к чему!
Успехов!