Основополагающее требование любой коммерческой студии – коммутация всего оборудования на центральное коммутационное поле, которое должно состоять из трёхконтактных гнёзд с такими контактами: "наконечник" (tip), "кольцо" (ring) и "рубашка" (sleeve). В первоклассных студиях – это безусловная аксиома. Но домашние студии оказали негативное влияние на project-студии и на тех, кто не должен был поддаваться их влиянию.

Домашние и многие project-студии пользуются оборудованием из различных источников, включая домашнее hi-fi записывающее оборудование, концертное оборудование и оборудование, использующееся в профессиональном мире. Это может привести к очень сильной мешанине симметричных и несимметричных входных и выходных сигналов с номинальным уровнем от -20 dB до +4 dBm, а также двух- и трёхконтактных соединений. В подобных студиях используется много приборов как имеющих двойную изоляцию (и поэтому не имеющих контакта "земля"), так и приборов со стандартными трёхжильными сетевыми кабелями.
Единственный эффективный способ надёжной и гибкой коммутации такого разношёрстного набора аппаратуры возможен только с помощью высококачественной коммутационной панели, имеющей трёхконтактные гнёзда типа "джек".


Существуют три основных типа трёхконтактных джеков
Во-первых, стерео джек, который по виду очень похож на обычный монофонический четвертьдюймовый джек, но который имеет ещё дополнительный кольцевой контакт. Этот тип коннектора используется в большинстве стереотелефонов. До тех пор, пока контакты коннекторов (гнёзд и штекеров) чистые, они работают хорошо, а стоимость их значительно ниже, чем у джеков более профессиональных типов (между прочим, во всех случаях слово "джек" означает соединитель типа "мама", а "джек-штекер" (jack plug) – типа "папа".)

Предпочтительнее пользоваться четвертьдюймовыми джеками типа "BPO", диаметр которых тоже составляет 1/4 дюйма, но кольцевой контакт ("ring") и контакт наконечника ("tip") у них уже. Раньше их часто называли джеками "GPO" (от названия Главной Почтовой Службы Великобритании – General Post Office), а затем "BPO" (Британская Почтовая Служба – British Post Office). Они дороже стерео джеков, но имеют очень твёрдые самоочищающиеся контакты с низким сопротивлением. Причём замыкающие контакты обычно сделаны из твёрдых неокисляющихся металлов: золото, платина, палладий, родий, иридий, осмий или рутений. Такие джеки устанавливаются на профессиональных коммутационных панелях, которые служат 20 лет при ежедневной эксплуатации. И в project-студиях их использование принесёт огромную пользу, поскольку их надёжность и отсутствие ухудшения сигнала могут сэкономить массу времени и нервов.

Американская фирма Switchcraft разработала миниатюрный вариант таких джеков, которые называют "бантам-" или "ТТ-джеки". Название "TT" – сокращение от "tiny telephone" ("крошечный телефонный"), а слово "бантам" (bantam), согласно "Краткому оксфордскому словарю", означает "маленький да удаленький"; например, боксёры веса "бантам". Благодаря своей компактности и хорошим характеристикам "бантам" джеки постепенно вытесняют джеки типов "GPO/BPO", хотя они требуют специальных кабелей и инструмента для монтажа. Разобрать или использовать их повторно практически невозможно. "Бантам" джеки, конечно, уступают в прочности четвертьдюймовым аналогам. Наверное, всё-таки джеки GPO/BPO в итоге являются наилучшим вариантом для использования в project-студиях, поскольку распайка их проще, их можно повторно использовать, и в большинстве случаев они стоят дешевле.

Хотя это и звучит неожиданно, но при коммутации бытового и полупрофессионального оборудования гораздо больше проблем, чем при коммутации профессионального оборудования. В большинстве случаев даже инженер-новичок может успешно скоммутировать оборудование профессиональной студии. Но чтобы скоммутировать project-студию, потребуется настоящий профессионал. Здесь нет единых стандартов, поэтому правильно распаянная коммутационная панель становится поистине бесценной. Однако будьте осторожны! Остерегайтесь несимметричных патч-беев с двухконтактными джеками! За исключением наиболее простых случаев коммутации использование таких патч-беев является табу. Они создают кошмарные проблемы с заземлением, которые при всех комбинациях кроссировки решить обычно невозможно. Кстати, термины "заземление" (earthing) и "зануление" (grounding) в основном взаимозаменяемы. Причём первый из них является более употребительным в Великобритании, а второй – в США. Но в наши дни, когда космические вояжи становятся реальностью, можно взять с собой на Марс какой-нибудь прибор и там его занулить; но чтобы его надлежащим образом заземлить, потребовался бы чертовски длинный кабель. Можно занулить системы на самолёте, но опять-таки, едва ли их в полёте можно заземлить. Термин "зануление" относится скорее к общей пластине заземления, по отношению к которой рассматриваются все напряжения в системе. Но обычно такая пластина замыкается на "землю".

Philip Newell – Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии