Финальный микс


На этапе финального микса (final mix) Вы приступаете к отточке деталей. Уже все понятно, форма, пространство,Вы уже выучили партитуру трека наизусть, Вы уже приблизились к референсу, уже все сделано, но чего то не хватает…Референс и яснее, и прозрачней. А у Вас все как то шероховато, грубовато….Не хватает, ясности, гладкости, не хватает геля, который соединит все в единое целое.

На финальном миксе изменение баланса на один децибел может полностью изменить картину. 1 дб становиться огромной величиной. Я слышу разницу в 0,5 дб на своих финальных миксах.

Техника работы на финальном миксе примерно такова:
Вокал звучит не достаточно ясно, возможно пэд «мажет» его. Убираем пэд на 2 дб. Вокал стал яснее, но теперь малый бьёт прямо в лоб  и через чур навязчив. Убираем малый на 1-2 дб. Стало лучше, но теперь хэт доминирует над малым. Убираем хэт на 1-2 дб, но теперь выпирает шейкер. Убираем шейкер 1 дб. Все встало на места, но теперь гитара тянет одеяло на себя. Убираем гитару на 1 дб. Классно! Но теперь вокал торчит как дрын и не в балансе. Убираем вокал на 1 дб. Теперь малого опять стало много. Убираем малый на 0,5 дб. Сравниваем с референсом. Уже не похоже. Другой саунд, другое состояние… Хэт звучит не достаточно остро. Меняем компрессию на хэте и прибавляем уровень на 0,5 дб. Теперь малый звучит слишком звонко и лишен своего тела. Меняем эквализвцию малого…. И так до полного совершенства, пока Вы не начнете слышать и понимать, что изменения в 0,5 дб меняют Ваш микс  кардинально.

  Финальный микс может занимать 2-3 часа или  2-3 дня, если Вы работаете с DAW (Digital Audio Workstation). Вылизывать финальный микс можно до бесконечности, пока не отупеешь. В любом случае Вы уже устали, и плохо понимаете, что делает Ваш микс лучше, а что хуже. Как контролировать свое восприятие на финальном миксе?

  Первое, постоянно меняйте громкость. Работая на одном, комфортном уровне громкости Ваш слух перестает напрягаться, ему комфортно. А когда ему комфортно он адаптируется и притупляется. Заставьте слух работать. Сделайте уровень громкости чуть больше или чуть меньше комфортного звучания. Заставьте себя прислушиваться. Меняйте уровень громкости каждые 10-15 минут. Не давайте себе свыкнуться, не давайте «затупиться» слуху. Согласно с кривыми Флетчера-Менсона, наше восприятие почти линейно на уровне громкости примерно в 85-90 дб и выше. Но сводить на таком уровне и больше, это значит посадить свой слух и, или это приведет, по крайней мере к быстрой утомляемости. А этого мы позволить себе не можем. Микс длится  6-8 часов, и мы должны быть в форме. Поэтому большую часть микса лучше делать на мониторах ближнего поля и на уровнях до 60 дб. Тем не менее, всегда можно проверить как мониторы реагируют на Ваш микс на уровнях близких к болевому порогу ( около 120 дб), 20-30 сек. но не более, не нанесут ущерба Вашему слуху, но если в миксе что то не так, Вы сразу услышите. На уровнях 120 дб микс должен звучать комфортно. Не должно быть резких, неприятных ощущений.

  Второе. На тихих уровнях, микс должен звучать так же комфортно как и на звуковом давлении в 120 дб. Как проверить себя? Нажмите плэй и поставьте громкость в ноль. Поднимайте громкость до тех пор, пока не услышите первый звук. Тот инструмент, который появится первым, доминирует в миксе. Его много. Партию, которую Вы не слышите на минимальной громкости нужно будет добавить. Все инструменты должны появиться одновременно. Третье. Инструменты, во всех частотных диапазонах должны быть сбалансированы. Это значит что хэт, шейкер, касание пластика малого и эсс вокалиста должны звучать в одинаковой громкости. Если в миксе не хватает бочки, не спешите поднимать ее, попробуйте сначала опустить бас. Если вокал кажется мутным а вокалист беззубым, попробуйте опустить хэт и шейкер. Инструменты, в пересекающихся частотных диапазонах, маскируют друг друга. То же самое касается гитар, синтов, пэдов и т. д.

 Вряд ли Вы найдете референсный трек без, уже сделанного мастеринга. А значит, на него уже положили и компрессор и лимитер. Поэтому Вы можете поставить скажем лимитер на свой трек, что бы приблизить его к референсному по динамике и посмотреть как лимитер будет на него реагировать. Посмотреть и тут же выключить, потому что сводить с лимитером на мастер шине нельзя. Лимитер на мастер шине скрывает Ваши ошибки в сведении и они становятся менее заметны. К примеру, превышение уровня бочки на +3дб больше чем надо, будет нивелировано лимитером и эта ошибка проявится только на этапе мастеринга, когда Вы не сможете добиться нужного уровня RMS. А уж ошибку в уровне в 0,5 дб  Вы точно не заметите. Многие звукорежиссеры, после завершения финального микса, ставят компрессор на мастер шину, что придает необходимый гель миксу и связывает партии между собой. Особенно если это аналоговый компрессор SSL или Universal Audio (прошу не путать с UAD). Консоли SSL и NEVE имеют встроенный компрессор на мастер шине.  Но при этом необходимо помнить, что в этом случае у Вас не будет версии без компрессии, и если Вы ошиблись при компрессировании финального микса, то исправить это будет не возможно. Ни кто не застрахован от такой ошибки после шести часов сведения. Поэтому, лучше скинуть  сначала версию Original mix, и после этого уже версию с компрессией. Многие так же, сбрасывают финальный микс на аналоговую ленту различных MTM (Master Tape Machine), но об этом поговорим уже при мастеринге.
 
 
  Ноль децибел.

Все звукорежиссеры в мире находятся в абсолютно равных условиях, 0 дб – это предельный уровень для фонограммы.  Это как полный стакан, выше краев не нальешь.

При этом все фонограммы звучат с разным звуковым давлением. Чем плотнее фонограмма, тем она звучит громче. А громче, значит лучше, яснее. Все дело в ингредиентах…, каждый звукорежиссер делает свой коктейль. Поэтому и плотность разная. И от того, как Вы приготовите свой коктейль, зависит Ваш успех и успех Вашего микса.
 
 
 Суммирование.
Daw станции отлично справляются с редакцией аудио треков, имеют огромное количество прекрасных плагинов. Все это облегчает нашу жизнь и позволяет нам сделать отличный микс быстрее, чем это было раньше. Однако суммирование финального микса в цифре по прежнему остается слабым звеном DAW. Эта проблема   в последние десятилетия породила новый класс приборов – аналоговые сумматоры. Что это такое?  Если в вашей студии нет постоянного потока клиентов, по записи барабанов, струнных или других групп инструментов и коллективов, у Вас нет необходимости иметь микшерный пульт  на 16-40 каналав с предусилителями и фантомным питанием на каждом канале для конденсаторных микрофонов, ауксами и эквалайзерами. У Вас нет необходимости в организации сложных мониторных линий для каждого музыканта индивидуально.

DAW вполне справится с задачами по записи вокала или гитары, что мы и видим в небольших бюджетных и проджект студиях. Но когда вопрос касается суммирования финального микса, появляется проблема. Опытные миксеры давно обратили внимание на то, что результат цифрового и аналогового суммирования сильно рознятся, и не в пользу Аналоговый сумматор это не что иное как тот же микшер, только в усеченном варианте. В нем нет  микрофонных предусилителей, эквалайзеров, компрессоров, посылов на эффект  и т. д. Нет всего того, что мы привыкли видеть в обычной аналоговой консоли. Его задача просто суммировать и чем дороже он стоит, тем более качественно и корректно он это делает. Цена такого сумматора может быть от 20000 до 100000 рублей. Что в нем есть? Это панорама, регулятор громкости для каждого канала в том или ином решении (могут быть с плавной или ступенчатой регулировкой) и мониторная линия для контроля финального микса. Иногда еще могут быть инсерты для подключения приборов динамической обработки. Вот и все. Но именно такой путь на сегодняшний день наиболее перспективен. Я имею ввиду гибридный принцип построения современной студии звукозаписи. Это сочетание возможностей редактирования треков в цифровой DAW-станции, и аналогового суммирования с применением «железных» приборов динамической обработки.  Как выглядит гибридная студия на сегодняшний день. В минимальном варианте она собирается на 8-10 канальном сумматоре и стольки же канальной звуковой карте.

 Каналы могут распределяться так:

1.   Kick drum

2.   Snare drum

3.   Bass

4.   Lead vocal

5.   L other

6.   R other

7.   L FX

8.   R FX

 Или для 16 –ти канальной версии например так:

1.     Kick drum

2.     Snare drum

3.     Bass

4.     Lead vocal

5.     L  Hi percussion

6.     R  Hi percussion

7.     L GTR

8.     R GTR

9.     L Synt, Pad

10.R Synt, Pad

11.L Back vocal

12.R Back vocal

13.L Strings

14.R Strings

15.L FX

16.R FX


Что нам дает аналоговое суммирование или если точнее, что сохраняет и чего не лишает нас аналоговое суммирование?
Первое это сохранение точности в локализации стерео имиджей. После суммирования в DAW, положение источников в пространстве, большей частью с лева на право становиться более размытым. Далее страдает динамическая чистота и ясность объектов (хэт, малый…). Ну и общая прозрачность микса после цифрового суммирования становиться хуже. Так же страдает разделение между инструментами в нижней части спектра. Ключевой момент здесь, это то, что аналоговое суммирование не улучшает микс, а не ухудшает его.

Ниже приведены примеры аналогового и DAW суммирования.
Первый трек – это цифровое суммирование внутри DAW.
Второй – это тот же микс выведенный на 14 каналов   аналоговой консоли без какой либо обработки.
И третий трек – это все то же самое, но с компрессором UA 1176N на мастер шине.
И не говорите потом, что не слышали. Рекомендую загрузить все три файла в редактор синхронно и слушать там

MixDIGI

Analog_Mix

Analog_MixUA_1176

 

Кратко.

–       постоянно меняйте громкость во время сведения, заставляйте слух напрягаться;

–       из тишины все инструменты должны появиться одновременно;

–       на уровне в 120 дб, микс должен звучать так же комфортно как и на 40 дб;

–       инструменты, во всех частотных диапазонах должны быть сбалансированы;

–       не стоит сводить с компрессором или лимитером на мастер шине. Это нивелирует ошибки и Вы их не видите;

–       1 дб на финальном миксе, огромная величина.

автор – Александр В. Цыплухин, звукорежиссер
материал взят с сайта http://musmaker.ru