Сведение и мастеринг
Сведение и мастеринг

Критерии субъективной оценки качества фонограмм

К сожалению, не существует таких измерительных приборов, которые могли бы объективно оценить качество фонограммы. Спектроанализатор поможет ушам точнее проанализировать спектр. Гониометр в некоторой степени поможет оценить стерео базу и моно совместимость. Но звук трехмерен. А чем измерить музыкальный баланс? Нет такой единицы измерений. Ни децибел, ни килограмм не подходят. Поэтому нам приходится ориентироваться на свой слух и опыт.

Вы слушаете новый трек и Вам что-то в нем не нравится, а что именно – Вы объяснить не можете. То ли баса много, то ли хэт выпирает, то ли звучит слишком резко, или слишком мягко, а, может, Вы просто не любите музыку в таком стиле? Или к Вам пришел друг Петя и принес свой новый трек – «Зацени, я вчера свел!» Послушав, кроме как “нравится или не нравится” Вы сказать ничего не можете? Это действительно так, очень трудно объективно оценить качество сведения. Но, если выработать критерии оценки и посадить десять экспертов на прослушивание, то получится вполне объективная картина субъективной оценки качества фонограмм.Не волнуйтесь, ничего разрабатывать не надо, все уже разработано. Существует масса протоколов стандартизирующих критерии субъективной оценки качества фонограмм – AES20-1996, IEC 268-5 и др. Вот, например, один из них:

1. пространственное впечатление;
2. прозрачность;
3. музыкальный баланс;
4. тембр;
5. помехи;
6. исполнение;
7. стереофоничность. В особых случаях оцениваются дополнительные параметры:
8. Аранжировка (для танцевальной и популярной музыки);
9. Техника звукосъема и записи.

В других протоколах критериев может быть и больше но есть пять основных и самых важных для Вас, если Вы звукорежиссер сведения:

  •     Спектральный баланс;
  •     Музыкальный баланс;
  •     Пространство;
  •     Прозрачность;
  •     Плотность.

Теперь давайте разберемся с каждым из этих критериев.

Спектральный баланс
Что такое спектральный баланс? Не читайте дальше, попробуйте ответить сами. Даю Вам две минуты. Ну! Думайте, думайте…..

Надеюсь, Вы справились с задачей. В протоколе, который я приводил в качестве примера, он значится как «Тембр». Достаточно понятный термин. Характеризует тембральный окрас фонограммы. Как она звучит (резко, ярко, тепло, глухо…). Для эксперта, оценивающего качество фонограммы, этого достаточно, для нас – нет. Спектральный баланс – это еще и расположение инструментов в частотном диапазоне. Весь частотный диапазон можно разбить на четыре участка:

Низ (от 20 Гц до 100 Гц);
Нижняя середина (от 100 Гц до 600 Гц);
Верхняя середина ( от 600 Гц до 2-3 кГц);
Верх (от 2-3 кГц до 20 кГц).

Нижний диапазон полностью принадлежит kick drum & bass, за редким исключением, когда низкие синты начинают соперничать с басом. Нижняя и верхняя середины – это как раз тот диапазон, где расположены все инструменты и сама аранжировка (вокал, гитары, клавишные, струнные, духовые и т. д.). И верх – это то, где разместились высокочастотная перкуссия (HH, Shaker, Tambourine, Cabasa ….), касание пластика от kick drum, касание пластика от snare drum, “ess” вокалистов. Каждый инструмент должен занимать свой частотный диапазон и не мешать другим. Если это требование соблюдено, то фонограмма будет звучать ясно и прозрачно, если нет – будет «каша». Именно с такой точки зрения должен оценивать спектральный баланс звукорежиссер сведения (далее будем пользоваться более краткой, англоязычной терминологией – миксер).

 

Музыкальный баланс
Думаем! Что это? На первый взгляд все понятно – баланс между инструментами, басом и бочкой, голосом, гитарами и клавишными… Да, но не только. Очень важно, как одна часть переходит в другую (куплет в припев), есть ли развитие, как выстроена форма и где кульминация. Спектральный и музыкальный баланс – два основополагающих критерия. Если в фонограмме допущены ошибки в них, то про три оставшихся можно забыть, эти ошибки обязательно проявят себя во всех остальных критериях. Допустим, бочка в миксе на 5дб больше, чем ей положено. Ошибка музыкального баланса. Это приведет к тому, что читаемость остальных инструментов будет плохой, страдает пространство, прозрачность, а про плотность и говорить нечего. Или шейкер и хэт звучат в одном частотном диапазоне и похожи, как братья близнецы. Ошибка частотного баланса. И то же страдает прозрачность и читаемость.

Пространство
Пространство

Пространство

Тоже на первый взгляд все просто. Глубина фонограммы, ближний, средний и дальний планы. Делаем так: закрываем глаза и пытаемся представить, сколько метров до самого близкого инструмента и сколько до самого дальнего. Есть ли перспектива. И все понятно. А если мы слушаем R & B, где все инструменты расположены очень близко? Когда есть ощущение, что голова находится внутри малого барабана и ты видишь гланды вокалиста? Ты находишься нереально близко, ты практически участвуешь в процессе создания музыки. Что? По пространству двойка? Нет, потому, что здесь потрясающая широта стерео базы, все инструменты широкие, большие и жирные! Есть особенности жанра. И для этого стиля это норм. К тому же, профессиональный миксер всегда найдет хотя бы один инструмент, который будет маленькой точечкой на дальнем плане оттенять ближний план или сделает среднюю часть композиции с нереально огромным пространством, чтобы дать слушателю отдохнуть и «полетать» чуть-чуть.

Прозрачность

Прозрачность
Прозрачность

Еще один заковыристый критерий. Можно привести массу примеров прозрачных и чистых фонограмм (Earth, Wind & Fire, Joao Gilberto, George Benson), а как быть с Red Hot Chilly Papers или Limp Brizkit? Здесь о призрачности вряд ли может идти речь. Другая задача! Задача «нагадить в уши» слушателю, не ублажать его, а наоборот – будоражить, раздражать! Опять двойка по прозрачности? В данном случае термин прозрачность трансформируется в термин читаемость. При том шквале гитар, который вываливает на нас Limp Brizkit, Вы прекрасно слышите вокалиста и малый барабан, которые еле выглядывают из за стены гитар. А дело в разумном решении миксера, который, расположив гитары по краям, поместил вокалиста и малый в центр, в моно и с моно дилеем……И как бы громко гитары не были, центр остается свободен для вокалиста. Отсюда и прекрасная читаемость вокала.

Плотность

Плотность
Плотность

Борьба за относительную громкость фонограмм завершена. Тридцать лет назад Нью Йоркская школа сведения опережала Лондонскую за счет использования параллельной компрессии. Голливудская тоже отставала, поскольку работала больше на кино. Но это все в прошлом, все школы давно перемешались, а гибридный мастеринг закончил эту борьбу. RMS уровнем -6 дб для всей фонограммы – это предел возможного. При таком уровне индикаторы практически не шевелятся, а стоят на месте. Но добиться такого уровня, сохранив динамику, очень сложно и, если Вы поставите подряд две разных фонограммы, то наверняка одна будет звучать громче а другая тише и, соответственно, менее плотно, менее ярко, менее прозрачно. Поэтому это еще один очень важный критерий. Хорошо сведенную фонограмму можно на мастеринге сделать плотной, а плохо сведенную можно сделать только чуть лучше.

Критическое слушание

Упражнение №3

Возьмите пятнадцать треков из своей фонотеки в разных стилях. По пять в каждом направлении (Рок, Поп, Хаус, Трэнс….). Выставьте комфортный уровень громкости (70-80дб) и не меняйте его, приглушите свет и выключите монитор Вашего компьютера и прослушайте каждый блок, оценивая каждый трек по выше приведенным пяти параметрам. Эксперты, как правило, используют трех ( отлично, хорошо и плохо) или пятибалльную шкалу. Для нас с Вами лучше использовать десятибалльную. Нельзя снижать балл неаргументировано, типа «просто не нравится». Если у Вас нет претензий к музыкальному балансу – это десять балов. Если есть, объясните, что именно не устраивает. Каждый балл должен быть аргументирован. Лучше если делать это упражнение вдвоем или в группе. Обмен мнениями помогает приблизится к правильному результату.

Повторите все еще раз и Ваше мнение изменится. К Вашему удивлению Вы можете обнаружить, что мега хиты, знакомые с детства могут быть сведены не лучшим образом, что придает им индивидуальность и особый шарм иногда, но не мешает быть хитами.

Все эти пять критериев выучите наизусть и держите в своей голове, когда слушаете музыку критически. Не загружайте себя! Первое прослушивание нового трека должно быть на эмоциях, дайте волю чувствам, а потом уже анализ.