Мастеринг ваших композиций может показаться весьма сложной процедурой и часто представляется областью деятельности профессионалов. Но если ваши треки предназначены для демо-целей, DJ-сета или даже если просто используются в интернете, то вы можете сами взяться за эту работу. В данном обучающем материале вы научитесь, как легко и быстро проводить мастеринг аудиотрека.

Использованное «железо» и программное обеспечение

Примеры данного материала были полностью выполнены в Logic Pro 8 с использованием как «родных» плагинов, так и плагинов сторонних разработчиков — Universal Audio (DSP -платформа UAD). Хотя в работе использовался набор определен-ных плагинов, вся методика является общей и может быть перенесена на любой жанр музыки, с использованием аналогичного программного обеспечения других производителей.

Шаг 1
Для достижения максимальной гибкости на стадии мастеринга ваш пре-мастер должен содержать как можно меньше обработок. Это значит, что когда вы сбрасываете ваш сведенный микс на диск, на мастер-выходе не должно быть ни компрессоров, ни лимитеров, ни эквалайзеров.
Запомните, вы можете добавлять обработку на общую мастер-секцию во время сведения, но не забывайте убирать ее перед миксдауном!

Итак, создайте аудиодорожку (стерео) и импортируйте в нее заранее подготовленный премастер вашей сведенной композиции. Для достижения наилучших результатов, проект, в котором вы создаете аудио-дорожку для мастеринга, должен быть той же битности , что и премастер. Например, если ваш оригинальный проект был записан и сведен в 24 бит, то мастеринг-проект тоже должен быть 24 бит.

Шаг 2
Проверьте, достаточно ли у вас запаса громкости (headroom) для работы мастеринг-плагинов? Для того, чтобы сделать это, включите ваш трек в самом громком месте и проверьте максимальный уровень на мастер-выходе. Конечно, в нашем случае, клиппирование (clipping, кратковременная перегрузка в пиках) не настолько критично, как в аналоговых системах, но тем не менее это остается хорошей рабочей практикой избегать больших и длительных перегрузок в мастер-секции насколько это возможно.

 

Шаг 3
Существует несколько различных путей по конструированию мастеринг-цепей, но с указанным набором обработчиков (см. ниже) мы выполним работу с минимумом усилий. Первый плагин в нашей цепи – это компрессор. Пропускание полного микса сквозь компрессор известно как buss compression и ее главной целью является обеспечение ровной динамики во всем миксе настолько, насколько это возможно. Такая компрессия так же действует как «клей» для вашего микса, крепко сплетая различные его элементы воедино. Главные параметры здесь – это долгое время атаки (attack), релиза (release) и низкая степень компрессии (ratio) для максимально возможной прозрачности.

Независимо от типа, любой компрессор хорошего качества сделает эту работу, но было бы неплохо задуматься об инвестировании денег в специализированный buss-компрессор плагин, если вы стремитесь к абсолютному качеству. С надлежащим компрессором вам удастся достичь тех же результатов с немного большим количеством уменьшения уровня (gain reduction), и в то же время сохранится оригинальное звучание вашей композиции.

Шаг 4
На следующей стадии необходимо определиться с тем, нужна эквализация треку, или нет. В нашем конкретном примере большое количество эквализации не требуется – я просто добавил очень небольшое количество «низов» (low end) шельфом (полкой, shelving EQ) для того, чтобы поднять басы. Легкий прогиб в низких и высоких средних частотах (lower & upper mid frequencies) и легкий подъем на высоких завершает процесс.

Что бы вы не чувствовали, вы должны сохранять значения крутизны фильтра Q — малыми, а количество эквализации, которое добавляете или прибираете – минимальным. Таким путем вы не сможете значительно окрасить какую-либо конкретную группу инструментов. Если вы обнаружите, что добавляете очень много эквализации в конкретной области – может быть время вернуться на стадию микширования? Если у вас есть такая возможность, то попытайтесь использовать эквалайзер с линейной фазой (linear phase EQ) или специализированный мастеринг-плагин, так как эти обработчики вносят меньше собственного окрашивания («характера») в финальный микс. Если таковых у вас нет, ищите лучший из тех, которые есть в наличии.

Шаг 5
Для того, чтобы дать возможность обработкам в цепи работать корректно – и не быть перегруженными инфразвуковыми частотами – хорошей идеей будет вырезать все ниже 30 Гц. Это позволит всему миксу «вздохнуть» и удалит нежелательный низко-частотный гул. Конечно, вы все это можете сделать на стадии эквализации, но будет намного понятнее, если каждой конкретной операции будет соответствовать отдельный плагин.


Шаг 6

Если вы чувствуете, что конкретные места в вашем миксе слишком громкие или слишком тихие, даже на небольшом отрезке времени, незаменимый инструмент вам в помощь – многоканальный компрессор (multi-band compressor). Большинство DAW (Digital audio workstation – Logic, Cubase и т.д.) идут с таким компрессором в комплекте, но так же очень много существует таких компрессоров и от сторонних производителей. В основном, используя обработку этого типа, вы сможете сжать определенную полосу частот и усилить (boost) или вырезать (cut) ее динамически. Это намного более прозрачное и естественное воздействие, чем жесткое использование эквализации, и заслуживает вашего пристального внимания.

 

Шаг 7
Иногда большое значение в процессе мастеринга имеет легкое стерео-расширение. Конечно, не берите это за правило «хорошего тона», так как каждый трек требует к себе особенного подхода. Для этих целей существует множество различных обработок — выбирайте плагин, который удовлетворит вашим требованиям. В этом материале вы можете видеть «Stereo Spread» из Logic Pro 8. Неважно, какой выберете вы, помните – «расширяйте» только высокие частоты вашего микса, нижнюю часть спектра оставьте нетронутой. В противном случае вы придете к замутненному в «низах» миксу, который будет плохо переносим на другие системы.


Шаг 8

Финальная динамическая обработка в нашей цепи – это пиковое лимитирование (brickwall limiting). Оно служит исключительно для кажущегося увеличения громкости финального микса. Мастеринговый лимитер работает так же, как и любой другой, различие только в том, что у него есть такой режим, при котором аудиосигнал может достигнуть только определенного значения, установленного пользователем. Добавление уровня (gain) на входе (input) дает более плотный и «максимизированный» звук, делающий звучание вашего мастера громче. Вот специализированный мастеринговый лимитер: 

Усвойте следующее твердое правило:
не «накручивайте» большое количество гейна на входе лимитера в целях сохранения изначальных динамических особенностей вашего трека.

Шаг 9
Самый последний этап перед тем, как подрезать концы аудиодорожки и сбросить на диск ваш финальный мастер — это экспортирование и дизеринг (dithering, снижение битности) микса. Если ваш микс был записан и экспортирован в 16 бит, то далее никакой работы не потребуется (кроме обрезки начала и конца файла). Если ваш микс был отмастерен как 24-битный файл, то в этом случае необходимо выполнить операцию дизеринга.

Дизеринг – это вычислительный процесс, который позволяет понижать разрядность 24-битных (или более) файлов до 16 бит без заметной потери качества звучания. Этот процесс должен быть выполнен только один раз во время всех стадий микширования и мастеринга композиции и для этих целей следует использовать лучший доступный алгоритм.
Обратите внимание на «POW –r» и «Apogee», не ошибетесь. Они включены в большинство современных DAW.
статья взята с сайта: http://corpuscul.net
оригинал на английском здесь: audio.tutsplus.com
перевод статьи: Александр Пономарев aka Numeral, numeral@inbox.ru