Я обещал в своём блоге размещать не только свои статьи, но также статьи других авторов по звукорежиссуре, которые помогут вам, дорогие читатели повысить уровень знаний по звукозаписи. Естественно основные критерии при выборе статей – полезность материала, доступность изложения. Т.е простым человеческим языком и "без воды"

Хочу сегодня предложить вашему вниманию часть статьи по описанию обработок. Почему часть? Потому, что во второй половине статьи идёт описание плагинов, которые уже давно не применяются. И вторая часть статьи "пестрит" (на мой взгляд) сложными специфическими терминами для читателя блога "Звукозапись без понтов". 
А вот первая часть – очень даже 
полезная (на мой опять же взгляд)
В статье рассматриваются типы обработок, их назначение и краткое описание
То, что нужно. Название , для чего применяется, советы по применению

К сожалению автора статьи я так и не нашёл. Буду очень признателен, если кто подскажет имя, фамилию и сайт автора статьи. Единственно, что удалось обнаружить- e-mail автора  3p@nm.ru

 

1. Введение

В этой статье я хочу кратко остановиться на плагинах, предназначенных для обработки сигнала (в простонародье ? эффектах и примочках). Для тех, кто не знает, что такое плагин, (plugins - по буржуйски, если перевести дословно, получится нечто вроде "подключи к".
Поясню: плагин – это модуль, который подключается к какой либо программе (в нашем случае к программе обработки звука типа Cubase, Sonar и т.д.), в результате чего программа приобретает некие дополнительные функции (в нашем случае появляются дополнительные аудио-эффекты). В большинстве случаев плагины не могут работать самостоятельно, а работают только под управлением основной программы (ее еще называют программа-хост).

Плагины бывают двух типов:
DX
(директ-икс) –  плагины, использующие стандартный для Windows способ подключения к хост-программе,
и VST- плагины, использующие стандарт фирмы Steinberg (фирма – разработчик знаменитого Cubase). Для пользователя Cubase и WaveLab разницы практически нет, так как эти программы поддерживает оба формата. Пользователям Sonar, SoundForge и некоторых других программ не поддерживающих VST для использования VST-плагинов придется использовать специальную программу-адаптер. В дополнение к сказанному стоит заметить, что многие плагины-обработки поставляются не по одиночке, а целыми комплектами (пакетами).

 

2. Краткая справка по эффектам

В этой главе я кратко раскажу о назначении эффектов (полезно прочитать начинающим).

 

Приборы динамической обработки

Компрессор (compressor)

Компрессор – это прибор, позволяющий сгладить динамический диапазон сигнала. Если говорить упрощенно: то что было тихим, станет громче, а то что было громким, станет несколько тише. В результате звук станет более плотным. Кроме того компрессор позволяет выровнять технические дефекты записи: например при записи вокала вокалисты (особенно не опытные) мотают головой, размахивают туда-сюда микрофоном, периодически подпрыгивают, дрыгают ногами и вытворяют прочие развеселые выкрутасы, что приводит к плаванию уровня громкости. В этой (и во многих других ситуациях) поможет компрессор, который сгладит изменение уровня.

Применение компрессора также позволяет поднять уровень трека, если простое увеличение уровня сигнала уже не помогает (начинается клипование).

Советы:

Если какой-либо трек звучит недостаточно мощно, не спешите выводить до конца его фейдер громкости или ставить "крутую" компрессию. Сначала посмотрите, звук с каких треков может его заглушать. Приберите слишком громкие треки. Это поможет вам сохранить прозрачность звука.
    Первые претенденты на компрессирование это вокал и бас-гитара. Как правило их в той или иной мере компрессируют всегда. Трек гитары с овердрайвом и прочими "металлическими" примочками компрессировать бессмысленно, т. к. подобные примочки сами по себе являются компрессорами. Дополнительная компрессия этих треков приведет к перекомпрессии, т.е. к плоскому неразборчивому звуку.
    Не переусердствуйте: перекомпрессия любого трека может привести к плоскому невнятному звучанию и к искажениям.
Обратите внимания на то, что компрессор, включенный после ревербератора (эффект искусственного эха) вытянет "хвосты" реверберации, т.е. усилит эхо-эффект. Компрессирование тарелок приведет к тому, что их звук будет медленнее затухать, тарелка будет дольше "шипеть". Кроме того сильная компрессия обычно "вытягивает" и усиливает присутствующие в исходном сигнале шумы.

 

Многополосный компрессор (Multi Band Compressor)

Многополосный компрессор это достаточно сложный динамический прибор, который состоит из кроссовера (фильтра, разделяющего сигнал на несколько частотных полос. Обычно деление производится по принципу высокие-средние-низкие, но бывают и более сложные случаи, напр. четыре, пять и более полос), и нескольких модулей компрессии, каждый из которых производит компрессию в своей частотной области.

Зачем это нужно: Например компрессируется акустическая или ?непримоченная? гитара. Основа звука этих инструментов лежит в среднечастотной области (от 500 Гц до 5 кГц). Звук в низкочастотной области отвечает за плотность звучания, за "мясо". Если применить для обработки гитары обычный компрессор, то он откомпрессирует все частоты одинаково. Таким образом, пытаясь вытянуть "серединку", мы заодно откомпрессируем "басы", что может привести к бубнящему, неразборчивому звуку, и "верхи", где находится шипение, производимое компонентами звуковой карты микрофонного предусилителя (если таковой имеется). Многополосный компрессор компрессирует каждую область частот отдельно, что позволяет, например в случае с гитарой, "зажать" верхи выше 5 КГц, и наоброт, "вытянуть" среднечастотную область. Очень неплохо применить многополосный компрессор для обработки вокала и бас-гитары. Возможно применение многополосного компрессора и в мастеринговой цепочке, для общей коррекции звука микса.

 

Нормалайзер (Normalazer)

Самый беспонтовый из приборов динамической обработки. Этот эффект просто поднимает уровень сигнала таким образом, чтобы максимальный пиковый уровень сигнала был на уровне 0 дБ (иногда этот уровень можно регулировать). В некоторых источниках рекомендуют производить нормализацию трека сразу после его записи. Подобный подход позволяет свести к минимуму цифровые искажения звука, связанные с ?потерей битности? низкоуровневых сигналов. Хотя трек, с правиолно подобранным уровнем записи в подобной обработке не нуждается.

 

Максимайзер (Maximizer)

Максимайзер – это разновидность компрессора, предназначенная для финального мастеринга (т.е. для обработки уже сведенного произведения). Если говорить упрощенно, то компрессия в максимайзере происходит таким образом, что он не реагирует на мелкие всплески сигнала, а усиливает усредненную (обычно среденквадратическую) мощность. Обычно мастеринговый максимайзер работает в сочетании с лимитером, т.е. прибором, который не дает сигналу превысить неекоторый уровень (обычно 0 дБ).

Советы:

    Если вы вещаете мастеринговый лимитер-максимайзер в мастер-секцию вашего редактора (Sonar, Cubase), вешайте его последним (перед дизеринговым процессором, если он идет отдельным плагином).
    Сначала сведите композицию без максимайзера, таким образом, чтобы уровень сигнала не превышал 0 дБ (иногда в пиках можно допустить незначительное клипование, его впоследствии сгладит лимитер), после чего подключите лимитер-максимайзер, и установите желаемый уровень компрессии (обычно 2,5-3 дБ) . Возможно после этого потребуется дополнительная корректировка уровней некоторых дорожек.
    Не переусердствуйте. Если вы установите слишком большой уровень компрессии, то звук начнет ?проваливаться?, появятся искажения.

 

Деэссер (Deesser)

Дээссер – это прибор, производящий компрессию в узкой области частот, соответствующей шипящим и свистящим звукам (с, ш, щ, ц, ч) таким образом, чтобы избежать в этом диапазоне резких всплесков и выбросов. Использование дээссера позволяет сгладить дефекты исполнения, когда вокалист слишком "цыкает", "плюется", и т.д.
 

 

Психоакустические преобразователи

Психоаккустические преобразователи – это приборы, обрабатывающие звук с учетом физиологических и психодогических особенностей восприятия звука человеческим ухом.

 

Энхансеры и эксайтеры (Enhancer & Exciter)

Эти приборы относятся к классу психоаккустических преобразователей. В основное их работы лежит спектральное обогащение исходного сигнала специальным образом сгенерированными гармониками. Если перевести все это на нормальный человеческий язык то звук становится более ярким, а партии инструментов – более разборчивыми. Эксайтерами можно обрабатывать как отдельные инструменты, так и всю композицию в целом. Особенно хорош эксайтер для обработки голоса.

Советы:

    Неправильная настройка эксайтера может привести к искаженному звуку и усилению высокочастотного шипения.
    Если в цепочке обработки сигнала участвует ревербератор, то лучше ставить эксайтер до него, во избежание насыщения шумового "хвоста"реверберации.

 

Ламповые Амплиффер-моделлеры и комбо-эмуляторы   (Ampliffer-modeler & Combo Emulator)

Это целый класс устройств, позволяющий приблизить звучание к опять входящему в моду старинному ламповому звуку. Комбо-эмуляторы предназначены в первую очередь для обработки электрогитар, и зачастую содержат модули овер-драйва, хоруса и других гитарных примочек. Эмуляторы ламповых усилителей предназначены для мастеринговой обрабртки сигнала.

 

Дизеринг-процессоры (Dithering processor)

Если не вдаваться в подробные и сложные описания, то дело обстоит примерно так: процессы преобразования аналогового аналогового звукового сигнала в цифровой и цифрового в аналоговый сопровождаются специфическими искажениями сигнала, (появлением так называемого шума квантования).

Дизеринг-процессор добавляет к обрабатываемому сигналу специальным образом подобранный шум, который маскирует шум квантования. Такой вот парадокс: добавляем к сигналу шум, в результате звук получается чище. Кроме того процессоры дизеринга часто бывают совмещены с системой нойз-шейпинга (noise-shaping). Суть нойз-шейпинга заключается в переведении получившейся после дизеринга шумовой компоненты сигнала в область частот, слабо воспринимаемую человеческим ухом.

Советы:

    Хотя на практике разницу между сигналом, прошедшим дизеринг-обработку и не прошедшим ее можно услышать только на хороших студийных мониторах использовать дизеринг при мастеринге все же следует (по крайней мере хуже от этого никому не будет). Особенно это касается случаев, когда треки в проекте имеют частоту дискретизации 48.000 Гц, а сведение производится на обычный CD с качеством 44.100 Гц.
    Внимательно следите за тем, чтобы дизеринг был включен только один раз. В противном случае увеличится уровень шума.
    Включайте дизеринговый процессор в мастеринговой цепочке последним (обычно сразу после лимитера-максимайзера).
 

 

Приборы частотной коррекции

 

Эквалайзеры, фильтры

Частотные фильтры и эквалайзеры, наравне с приборами динамической обработки, можно назвать самым главным инструментом звукооператора. С помощью фильтров можно "развести" инструменты по частотам, сделать микс более прозрачным и сбалансированным. Но неумелое использование фильтров может и напрочь "убить" звук, создать перегруженное, грязное звучание. Применение фильтров (или эквализация) это целая наука, которой можно посвятить не одну статью. Но основной критерий, это конечно же уши…

Фильтры бывают разные, низкочастотные фильтры, (LP), высокочастотные фильтры (HP), полосовые фильтры режекторные (заграждающие), а так-же эквалайзеры – приборы состоящие из нескольких десятков полосовфх фильтров, из которых можно самостоятельно выстроить практически любой фильтр. Рассмотреть все принципы эквализации в рамках небольшой статьи не представляется возможным, да честно говоря я и сам в этом порой плаваю…

Но пару хороших советов дать могу:

    Лучше отрезать, чем накрутить. Не спешите добавлять фильтром (эквалайзером) уровень каких-либо характерных частот инструмента, возможно просто нужно найти частоты, которые "забивают" звук. Срежьте эти частоты, и вы выделите инструмент, сохранив прозрачность звучания.
    Срезайте ненужное. Если вы обнаружили у бас-гитары что-то выше 5 Кгц, это можно смело срезать.
Основной звук бас- гитары формируется в диапазоне 150 -800 Гц,
в районе 1,5 – 5 Кгц лежат частоты, ответственные за щелчки струн и "пальцовку",  а выше – грязь, мусор, шип и высокочастотные наводки).
У хай-хета можно смело отрезать все ниже 100-300 Гц, общий звук от этого только выиграет.
 

 

Приборы, основанные на временной задержке сигнала

 

Дилэй (Delay)

Дилэй в грубом переводе с английского означает задержать. В принципе это отражает сущность прибора в простейшем случае – он состоит одной или нескольких из линий задержки, которые как попугаи повторяют входной сигнал. В результате получается нечто вроде эхо в горах. Особенно вкусно этот эффект выглядит, когда скорость повтора кратна темпу композиции. Можно повесить подобный эффект на гитару, или на ключевые слова вокальной партии (типа "кровь", "любовь", "жизнь" и. т.д.).

 

Ревербератор (reverb)

В примитивном случае ревер представляет собой делей, часть сигнала с выхода которого поступает обратно на вход. В результате получается "хвост", состоящий из большого числа затухающих повторов, что имитирует многократные отражения сигнала от пола, стен, и т.д. в реальном помешении. Существуют ревербераторы на более сложных принципах, напр. конволюционные ревербераторы, суть действия которых заключается в востоновлении аккустических свойств помещения по единственному эхо-образцу (так называемому импульсу), путем сложных математических процедур.

 

Хорус (chorus)

Хорус- это прибор, иммитирующий эффект хорового пения, который достигается путем сложения двух сигналов: исходного, и сигнала с небольной задержкой. Обычно параметры модуля задержки модулируется низкочастотным генератором, что создает специфический "плавающий" эффект. Хорус –  очень хорош для обработки вокала и "непримоченных" электрогитар, создает теплое и немного старомодное звучание.
 

 

Флэнжер (Flanger)

Если говорить упрощенно, то фленжер – это экстремальный вариант хоруса. Создает своеобразное очень узнаваемое звучание. В настоящее время используется довольно редко.

Совет: При работе с подобными приборами старайтесь подобрать частоту модуляции, скорость повтора, и тому подобные параметры кратными скорости вашей песни. На многих плагинах есть кнопка "SYNC" или что-то в этом роде… Если подобной кнопки нет, можно подстроить скорость вручную, например под метроном или под бас-бочку…

Иногда в плагинах присутствует кнопка "TAP". Кликая мышкой по этой кнопке в такт ритму можно подобрать необходимую скорость повторов.