В реальности звук слышится в трех измерениях, и хотя стереозапись отличается размещением всех источников перед слушателем в диапазоне слева — справа звуковой сцены, но с помощью некоторых методов можно создать ощущение того, что они расположены ближе или дальше.

Например, близкие звуки зачастую более громкие по сравнению с дальними, что легко отобразить в миксе. Существуют и другие факторы. Их использование поможет вам получить лучшие результаты, чем в случае с применением только лишь фейдеров, которые управляют громкостью.

Эта статья посвящена рассмотрению способов, с помощью которых вы сможете добавить глубины своему миксу.

 

Эквализация для создания расстояния

Если вам нужно поместить какой-либо компонент микса на задний план, вам придется сделать его не только тише фронтальных звуков, он также должен содержать в себе и меньше высоких частот, что сымитирует поглощение высоких частот воздухом.

Для усиления иллюзии расстояния можно применить и срез частот ниже 150-200 Гц. При записи инструмента с микрофона можно разместить их дальше друг от друга, что также усилит иллюзию.
 

 

Грамотное применение реверберации

При обработке ревербератором отдаленных звуков отдавайте предпочтение диффузному или рассеянному типу реверберации. Также следует убрать на реверберации, как и на источнике, некоторые высокие частоты.

Так как отдаленным звукам приходится встречаться с большим числом отражающих поверхностей, чем близким, то добавление к этим звукам большего количества реверберации будет целесообразным. Хотя не стоит чересчур увлекаться этим эффектом, особенно если вы не испытываете в нем художественной потребности.

Современные записи отличаются большей сухостью, по сравнению с записями 70-80 годов. Существенная просторность и разреженность аранжировки позволяет использовать большое количество ревербераций без риска затопить все содержимое, тогда как при плотной аранжировке допускается меньшее количество ревербераций или же использование окружающей реверберации, другими словами, эффекта, в котором присутствуют лишь ранние отражения.

 

Эхо

Создавать расстояние можно и, комбинируя повторяющееся эхо (дилэй) и реверберацию, что особенно актуально при наличии ленточного дилэя или его виртуальной эмуляции.

Если сравнивать с типичными цифровыми дилэями, то их повторы отличаются меньшей прозрачностью и однородностью. Тем не менее, если у вас имеется только цифровой дилэй, следует попробовать срезать частоты ниже 200 Гц и выше 4000 Гц.

 

Модуляционные эффекты

Существуют эффекты, такие как хорус, которые способны как бы отодвигать звуки назад и заставлять их казаться менее сфокусированными. То есть вы можете применять хорус или какой-либо похожий эффект например на клавишных пэдах, предназначенных для размещения позади микса.

Кроме этого, для получения подобного результата можно использовать двухканальный питч-шифтер, с помощью которого можно создавать два дополнительных слоя. Один слой смещен на 7 центов вверх, а второй – на столько же вниз. Плагин Roland Dimension D или какой-либо другой подобный можно применять для создания пространственного распространения, подобного хорусу, но, не слишком выдавая при этом свое присутствие.

Если хорус используется на инструменте, находящемся спереди микса, например, на соло-гитаре, то следует позаботиться о сохранении яркости звука и избежать излишней реверберации. В большинстве случаев такой подход позволяет достичь отличных результатов.

С помощью таких модуляционных эффектов, как хорус Roland Dimension D и его виртуальной версии от UAD, можно расфокусировать звук. Последнее достигается путем удаления его с фронта звуковой сцены и освобождения места для других инструментов, которые нужно выдвинуть вперед. С этой же целью можно применять и питч-шифтер, несколько расстроив каналы и направив их в противоположные стороны.

 

Создание контраста

Перспектива выявляется в контрасте, то есть отодвинутые назад, менее яркие инструменты с большим количеством реверберации следует обязательно уравновешивать более яркими инструментами впереди микса.

Не стоит пытаться полностью сохранить первоначальные звуковые качества какого-либо инструмента, иначе вы рискуете получить пустой задний план звуковой сцены и переполненный фронт, или наоборот.

 

Вокал

Ведущий вокал можно зрительно приблизить к слушателю, уменьшив в нем количество реверберации или совсем убрав ее. Сделав некоторые вокальные элементы полностью сухими, и добавив воздуха поднятием частот между 7 и 10 кГц, вы можете создать отличные драматичные эффекты.

Этот способ не стоит применять для вокала, который звучит на протяжении всей композиции, но некоторым особенным фразам, звучание которых будет направлено прямо в лицо слушателю, он принесет очевидный эффект. С помощью компрессора можно усилить дыхание в вокальных партиях и таким образом приблизить их еще больше.

 

Дилэй

Используя дилэй вместо реверберации, вы добавите вокалу больше свободного места. В качестве альтернативы можно также применить комбинацию задержки и небольшого количества реверберации или реверберацию со значительной пред-задержкой, равной где-то 90-110 мс.

Как уже было сказано, близкие звуки отличаются большей яркостью, по сравнению с отдаленными, поэтому при обработке главного вокала вы можете использовать более яркую реверберацию и с более яркими ранними отражениями.

В большинстве случаев целесообразна настройка двух ревербераторов, одного с искусственным звуком (например, типа «Plate»), а другого с ранними отражениями. Этот способ поможет вам в балансировании характера ранних отражений с более заметным характером листовой реверберации.

Кроме того, задержка – отличный метод создания эффекта гитарного соло на огромном стадионе, который позволит не отдалить звук от слушателей, но существенно увеличить его объём.

 

Аранжировка

Аранжировка должна быть запланирована таким образом, чтобы выбранные вами инструменты не противоречили концепции микса. Например, яркие пэды намного труднее разместить на заднем плане звуковой сцены, по сравнению с более тусклыми.

Да и бэк-вокал, яркость которого будет превышать яркость ведущего вокала, вряд ли можно будет «посадить» назад. Конечно, бывают и исключения, когда бэк-вокал выдвигают вперед, что можно наблюдать, например, в «Video Killed the Radio Star». Однако в большинстве случаев ведущий вокал все же занимает первое место.

Для более легкого помещения бэк-вокала сзади к нему нужно добавить значительное количество реверберации или сделать для каждой партии несколько дабл-треков (естественный хорус).

В случае использования барабанных сэмплов старайтесь не переусердствовать с эквалайзером, даже если вам очень хочется добавить им яркости и объёма. Если в соответствии с музыкальным жанром не нужно барабаны не обязательно должны быть впереди микса, то выбор естественного тембра поможет вам в построении правильной перспективы.

 

Автоматизация эквалайзеров

С целью освобождения места для вокала можно применять автоматизацию не только громкости, но и автоматизацию эквалайзеров с аккуратным срезанием высоких частот в нужных местах.

Зачастую используют low pass фильтр с параметром крутизны в 12-18dB/октава. С его помощью можно убрать яркость аккомпанирующих партий в местах их одновременного звучания с вокалом. Этот способ может использоваться и самостоятельно, и вместе с автоматизацией громкости.
Однако не стоит перебарщивать с уменьшением высоких частот, так как это может стать слишком заметным для слушателей и вряд ли вам понравится. Проверьте себя и послушайте микс, выйдя из студии, но, не закрывая дверь. Если у вас получилось добиться чувства глубины в миксе, то вы это услышите и там. А, кроме того, таким образом вы сможете проверить и общий баланс всех элементов.

 

Настройка в контексте

Часто хочется наполнить соло разными индивидуальными элементами и решать, какие методы обработки можно к ним применить. Но отсутствие опыта может вызвать и излишек больших и ярких звуков, которые борются между собой за место на переднем плане микса.

Поэтому, решаясь на ту или иную обработку индивидуальных партий, вы должны учитывать общий контекст микса. Зачастую в поп-музыке вокал размещен ближе всего к слушателю, а гитары, и клавишные партии находятся немного дальше, примерно возле барабанов. Пэды, бэк-вокал и другие дополнительные элементы обычно отодвинуты дальше всех.

Послушав песню «Won’t Get Fooled Again» группы The Who, можно заметить, что партии гитары и барабанов не отличаются чрезмерной яркостью, и даже помогают вокалу выйти на первый план. Поэтому сегодняшняя мода на чрезмерную эквализацию далеко не всегда приводит к ожидаемому результату.

 

Прослушивание

Для тренировки вашего слуха слушайте свои любимые миксы коммерческого характера и угадывайте описанные выше методики, которые к ним применялись. Со временем вы научитесь делать это легко и быстро, а также сможете использовать эти навыки в своем деле.

Автор: Пол Уайт
Перевод: Андрей Скидан